Естественно, было бы преувеличением говорить о том, что ближайшей зимой Украину ожидает топливная катастрофа, но после государственного переворота вопрос зимовки превращается в забавный квест: замерзнем или нет, достань тонну угля, будет ли свет, закачай газ в ПГХ в последнюю секунду. Новые температурные нормы в жилых помещениях в 14 градусов и постоянный риск веерных отключений электроэнергии сложно назвать штатной ситуацией. А проводимые киевским режимом так называемые реформы лишь ежегодно усугубляют проблемы.

burguika

Цена независимости

Всю историю украинской независимости приход к власти прозападных марионеток оборачивался «газовыми войнами» и проблемами с энергообеспечением. Справедливости ради необходимо отметить, что никогда энергодефицит не продолжался так долго, не был настолько системным и до такой степени не угрожал полным коллапсом украинского энергетического сектора. Добавила жути и развязанная против Донбасса война, которая оставила страну практически без угля.

По состоянию на 12 сентября 2016 г. генерирующие компании накопили на складах своих тепловых электростанций (ТЭС) суммарно 996 тыс. тонн энергетического угля. С нынешним темпом накопления к 1 ноября ТЭС смогут добавить еще 329 тыс. тонн, что составит 1,325 млн. тонн. Между тем для безболезненного прохождения отопительного сезона необходимо накопить 2,729 млн. тонн угля, из которых 1413 тыс. тонн антрацита, 1316 тыс. тонн газового угля и 133 тыс. тонн мазута.

А в Киеве акцентируют внимание на том, что Украина может обойтись без угля из зоны т. н. АТО. «За счет диверсификации поставок угля и переориентации некоторых блоков ТЭС из антрацита на уголь газовых марок, а также за счет того, что мы увеличили мощность атомной генерации (на 1,1 миллиарда кВт*ч выше плана) … даже если придется запустить газомазутные блоки ТЭС, мы сможем полностью обойтись без поставок угля из зоны АТО», – заявил 15 сентября Игорь Насалик.

То, что атомная энергетика переживает далеко не лучшие времена, знают не только специалисты. Из-за разрыва кооперационных связей с Россией и опасных экспериментов с американским ядерным топливом производства компании «Вестингхауз» часть атомных реакторов остановлена. К этому стоит добавить блокирование счетов АЭС и отсутствие средств, необходимых для проведения ремонтов и мероприятий по повышению уровня безопасности и продлению срока службы энергоблоков.

Ситуация же с газом более всего напоминает детектив. По словам главы «Нафтогаза» А.Коболева, компания планирует накопить в ПХГ к началу отопительного сезона около 14,5 млрд. куб. м газа. По состоянию на середину сентября в ПХГ Украины хранится 13,4 млрд. кубометров, заполненность хранилищ составляет 42%. По словам премьера Владимира Гройсмана, правительство и “Нафтогаз” ищут компромисс в вопросе минимальных объемов газа в ПХГ, речь идет о цифре между 14,5 и 17 млрд. кубометров.

По мнению «Газпрома» и ряда украинских экспертов, данный объем является явно недостаточным для обеспечения транзита и прохождения отопительного сезона. Так, в 2012 г. в условиях холодной зимы не хватило даже 22 млрд. кубов, и Европа осталась без голубого топлива.

В нынешнем году газа в украинской «трубе» не хватало уже летом. 22 августа Киев обвинил российскую сторону в падении давления в ГТС на газоизмерительной станции «Суджа». Но технология транспортировки газа построена таким образом, что для обеспечения надлежащего уровня давления требуется докачка в ГТС технического газа из ПГХ. Если его мало, то транзит «проваливается». Как объясняет энергетический эксперт Д.Марунич, «это вопрос физики. Наличие газа в хранилищах – это сохранение необходимого уровня давления. Если газа в хранилищах мало, его невозможно поднять в объемах, необходимых для выполнения заявок. Одно дело, когда в ПХГ порядка 20-22 млрд. кубов, тогда в течение суток можно поднять и отправить в Европу порядка 180 млн. кубометров в сутки. Другое дело, когда газа меньше, тогда суточный объем транзита снижается; просто физически невозможно увеличить транзит».

Но топлива не хватает самим украинцам. Мощность «реверсных» газопроводов не превышает 60 млн. куб. м в сутки, потому «Нафтогаз» к 1 ноября физически не успеет заполнить ПГХ необходимыми объемами голубого топлива. В то же время в связи с невозможностью обеспечить ТЭС антрацитом принято решение увеличить запасы газа, чтобы за счет этого вида топлива вырабатывать электроэнергию. Тариф на ее производство из газа на ТЭЦ существенно превышает тариф для угольных ТЭС. Но основная проблема в том, что необходимых средств на закупку дополнительных объемов газа у Украины нет. В 2015 г. газ был приобретен за счет кредитных средств. В текущем году кредит Всемирного банка заблокирован МВФ. Но даже в случае выделения кредита МВФ и ВБ по условиям кредиторов Киев обязан приобретать газ у европейских трейдеров, что обходится дороже. Как сообщил глава Минэнерго Украины Игорь Насалик, Украина платит за европейский газ 185 долл., а стоимость российского составляла бы 140. По заявлению министра, это цена независимости Украины от газа РФ. Чужих денег не жаль, тем более что выплачивать их будет не действующее правительство, а следующие поколения украинцев.

А будет ли тепло?

Впрочем, платить украинцы начали уже сейчас. Без всякой гарантии получения ставших золотыми коммунальных услуг. По сравнению с 2013 г. тарифы на газ выросли в 9 раз, а тарифы на электроэнергию поднялись приблизительно в 2,5 раза. Следующее повышение ожидается 1 марта 2017 года.

При этом киевский градоначальник В.Кличко, в частности, уже готовит граждан к срыву отопительного сезона. По его данным, это происходит из-за блокирования «Нафтогазом» счетов 104 энергокомпаний по всей стране. Так, «Киевэнерго» заявило о полной остановке подготовки к отопительному сезону в столице в связи с арестом счетов компании Государственной исполнительной службой. ООО «Карпатыгаз» сообщает о том, что не в состоянии обеспечить поддержание работы компрессорной станции «Хрестишенская» из-за изношенности оборудования и долгов. Через данный объект идет прокачка до 30% газа, направляемого на нужды населения страны. Бьет тревогу и «Николаевгаз», который вынужден из-за долгов прекратить снабжение тепловиков.

Огромные долги коммунальщиков и энергокомпаний образовались из-за неспособности населения оплачивать космические тарифы. Между тем, по оценке эксперта энергетического рынка В.Землянского, «система субсидий работает исключительно на монополистов и является прямой перекачкой денег из бюджета в карманы энергетических монополистов». Действительно, впервые за долгое время «Нафтогаз» благодаря требованиям МВФ и повышению тарифов в первом полугодии 2016 г. получил около 800 млн. долл. прибыли. Но тратить их на закупку газа не спешит, ожидая очередной подачки от ВБ или ЕБРР. А вся нагрузка по-прежнему ложится на тощий государственный бюджет. По словам министра ЖКХ Г.Зубко, «в 2015 году из государственного бюджета Украины на субсидирование населения было потрачено 153 млрд. грн., из которых население получило лишь 35 млрд. грн. Все остальные средства пошли на компенсацию цены на газ».

После очередного повышения тарифов, как утверждал представитель Министерства социальной политики В.Музыченко, «количество заявителей на получение субсидий может возрасти на 50%. В этом случае 35 млрд. грн., выделенных в этом году, может не хватить». Ожидается, что количество нуждающихся после взлета тарифов вырастет до 6,5 млн. хозяйств, что составляет почти половину населения Украины.

К осени в правительстве посчитали: на субсидии для домохозяйств в бюджете-2017 заложены 52 млрд. грн. В отопительный сезон число домохозяйств, получающих субсидии, увеличится до 9 млн. Сколько денег налогоплательщиков (из госбюджета) будет потрачено на субсидирование населения, покажет время.

Впрочем, все облэнерго в очередной раз выставлены на продажу, которой будет руководить министр финансов ФРГ В.Шойбле. А заместитель председателя Еврокомиссии по делам Энергетического союза Марош Шефчович уже поприветствовал повышение тарифов на газ, что «благоприятствует тому, чтобы привлечь инвесторов, чтобы возобновить обычные рыночные сигналы, конкуренцию и повысить качество энергетического рынка». Чего не сделаешь, чтобы захватить энергорынок 40-миллионной страны?

Communication tube

Как известно, капиталисты конкурентов не любят. Потому истерическая русофобия киевского режима в газовой сфере во многом обусловлена стремлением европейских газотрейдеров и главным образом «вашингтонского обкома» полностью оторвать Украину от российского газового рынка. Посадив обанкротившуюся страну на кредитную иглу и перепродавая Киеву тот же российский газ по завышенной цене, сама Европа от российского голубого топлива отнюдь не отказывается. К большому неудовольствию США.

Но новые и более современные газопроводы делают и так уже давно ставший ненадежным украинский транзит нерентабельным. В связи с этим во время Петербургского экономического форума глава «Газпрома» А.Миллер объявил о намерении к 2020 г. сократить транзит газа через Украину до 15 млрд. куб. м при уровне рентабельности украинской «трубы» не менее 60 млрд. куб. м. До 2020 года будет ликвидировано 4300 км трубопровода и 62 компрессорных цеха, обслуживающих подачу природного газа в направлении Украины, а к 2030 году уберут еще 10 700 км труб. Речь идет о газопроводе «Ямбург-Суджа» – единственном пути транспортировки газа на Украину.

Исчезновение же российского транзитного потока, по мнению В.Землянского, создаст значительные сложности в обеспечении газом регионов Украины, поскольку «вся газораспределительная система Украины построена на базе именно магистральных газопроводов газотранспортной системы и зависит от транзита российского газа». Необходимо будет строительство интерконнекторов, средств на которые нет и не предвидится. Как считает кандидат экономических наук А.Дудчак, при отсутствии российского газа отпадает и необходимость в ремонте ГТС, которая «в перспективе может превратиться в такую сommunication tube, как было в одном известном фильме, и по ней можно будет разговаривать — от Луганска до Ужгорода».

Тоже неплохой вариант. Можно будет пожаловаться на заоблачные тарифы, отмороженные уши и злочинну європэйську владу, дерущую три шкуры с наивных украинских потребителей.

Ольга Шелкова