Киевский писатель, политолог Денис Жарких считает, что транш МВФ Украина получила лишь ради того, чтобы не соскочила с крючка Запада. В целом ситуацию на Украине он сравнивает с зоной, где царит беспредел и заключенные ждут кто его прекратит: силовики или новый авторитет

News Front: Я искренне надеялся, что МВФ не будет рыть яму украинцам и не выделит этот кредит миллиардный. Но так получилось, что молитвы Петра Алексеевича пришли к Кристин Лагард в уши. Люди не понимают что происходит, радуются. Я прочитал ветку у Порошенко: аллилуйя, слава Богу, ура-ура Украина спасена! Это мнение пересичных украинцев. На Ваш взгляд, куда пойдут эти деньги? Дойдет ли хоть какая-то часть до реального сектора, до реформ, до борьбы с коррупцией?

– Ну, вообще давать деньги на борьбу с коррупцией, как бы, напрасное дело. Куда пойдут деньги, тоже не составляет особого секрета – они пойдут на стабилизацию национальной валюты, то есть, на увеличение валютных резервов. Это значит, что экспортеры сейчас вздохнут поспокойней. Сейчас как раз идет мощный экспорт из Украины, в первую очередь, сельского хозяйства: подсолнечного масла, пшеницы и так далее. Поэтому, я бы не сказал что это однозначно плохо. Вообще в экономике не бывает ничего однозначно плохого или однозначно хорошего – весь вопрос, как этим в дальнейшем пользоваться.

Давайте посмотрим, что такое, собственно, эти транши. Что такое вообще игра с Валютным Фондом. Ну, мне понятна радость Порошенко. Потому что он сделал ставку на Запад, а, собственно, выдача кредитов МВФ – это означает, что Украину включают в экономическое пространство Запада. Другой вопрос – на каких условиях? А это уже касается всей Украины, а не лично Порошенко. Дело в том, что если говорить о включении Украины в Западное пространство, в Северно-Атлантическое пространство, то никто ее туда не включает в качестве какой-то сильной страны. Вот же придумали хорошую формулировку – «великая аграрная держава»! Могли бы еще придумать – «великая папуасская держава», «великая бесшатновая держава», еще как-нибудь. Это все, конечно, замечательно, но… Вот лично я слышал « Давайте Запад будет строить с Украиной самолеты» – все говорили. Вот Украина строит большие самолеты, значит, будет стоить с Западом. Но Украина не строит с Западом ни самолеты, ни ракеты, вообще уже нет машиностроения – только низкий уровень сырья. Все! Больше ничего! Поэтому у нас и сформировалась сырьевая элита. И она теперь может радоваться тому, что идет продолжение банкета.

News Front: Получается, Петр Алексеевич Порошенко как тот червячок из анекдота: когда дети у мамы спрашивают – куда папа делся? А папа с мужиками на рыбалку пошел. Вот Украина входит в эти европейские структуры в виде червячка.

– Ну, МВФ – это не «европейские структуры». Это больше, это шире. Туда входят и Штаты и Канада, и частично Китай. Это шире чем Европа. Другой вопрос – от этого лучше не становится. Да, возможно, он пошел с «мужиками на рыбалку», но поймали всю страну. То есть, вот в этом и ситуация. Я и говорю, что в экономике нет однозначно чего-то плохого – да, мы получим передых. Украина получит возможность экспортировать, возможность как-то стабилизироваться сейчас – осенью, когда есть повышение тарифов, уменьшение социальных стандартов, стипендии хотят убрать у студентов. Пока не убрали, и неизвестно – уберут ли. Потому что все сильно бурлят, и это изменит вообще обстановку в стране, в первую очередь, с молодежью, которая как раз западный вектор поддерживает больше всего. У Владимира Ильича Ленина по этому поводу была статья «Последний клапан». Не знаю, какой этот – последний, предпоследний, но это некоторый клапан, который спустили с целью, чтобы обстановка в стране не накалялась. Потому что, если она накалится, то и МВФ не даст транш. И, рано или поздно, Украина так сорвется с крючка. Неизвестно, куда она пойдет, но она вылетит из западной экономической системы. А там что с ней будет – это другой вопрос. Значит, все-таки решили пока держать. Опять же, это не потому, что такие добрые, а посчитали, что это выгодно. Ничего просто так не делается.

News Front: Получается, как наркоману – сжалились, дали дозу. Чтобы его не «ломало», чтобы не мучился, чтобы немного поддержать и не выбросился из окна.

– Совершенно верно. Но Вы знаете, что наркоманов можно и убивать тем, что давать дозу, и лечить, постоянно уменьшая дозу. Тут такое дело – нужно смотреть на самого наркомана. То есть, он вообще лечиться хочет или ему все равно? Если все равно, то хоть уменьшай, хоть увеличивай, ничего хорошего не будет. А если он решил вылечиться, и ему чуть-чуть дали, чтобы у него не было «ломки», то это, в общем-то, нормально. Но пока я не вижу каких-то движений в оздоровлении экономике. То есть, если говорить, куда это идет – валютные резервы, руководитель банка Гонтарева, то Гонтарева представляет не промышленный капитал, а спекулятивный. Опять же, деньги пойдут не тем, кто работает, а спекулянтам. Ну, собственно, можно поздравить Петра Алексеевича – эти деньги «распилятся». Нельзя, конечно, сказать, что придет Гонтарева и их заберет, нет –  это сложный механизм. Но системно – «распилятся». Я бы не сказал сейчас, что Петр Алексеевич лично украдет, просто система как дырявое ведро: туда что ни заливай, оно выйдет. И если даже кто-то там не будет брать, то оно все рано выльется. Найдется тот, кто присвоит. Эта система очень формальная – не рыночная.

News Front: – Вопрос о политических трениях и переговорах различного типа. Юрий Луценко сообщает, что возбуждено уголовное дело, и его фигурантом является Арсен Аваков. Проходит несколько часов, Луценко заявляет, что уже нет. В таком контексте, когда кто-то с кем-то торгуется, сражается, договаривается под ковром проходит вот уже несколько недель, как минимум. Что готовится, что грядет? Тимошенко объявила – «Мы идем на досрочные выборы», парламентские, но подразумевается, что и президентские. Неужели настолько противоречия непримиримые между этими разными группами победителей майдана, что без досрочных выборов они уже не обойдутся?

– Дело тут вот в чем. Как говорил Кутузов, главное не крепость взять, главное кампанию выиграть. То есть, ну победил майдан, а что собственно произошло? Ведь фактически майдан должен был по задумке, хотя этого никто и не обещал, изменить систему отношений на Украине, то есть, – экономически, политически. Ничего он не изменил. Одни бандиты заменили других. Просто эти бандиты говорят не с восточным акцентом, а с западным. Может быть, одеты по другому … но это чисто внешние вещи, потому что внутренне – это то же самое. Более того, они еще хуже. Потому что, те работали по понятиям, а не по законам, но с ними можно было договориться. Там было хоть какое-то понимание о каком-то ограничении. А вот эти объявили себя героями и спасителями Отчизны, но ограничений у них нет никаких. А раз нет ограничений, раз пошел такой зоновский, извините, беспредел, то уже и договариваться никто не может. То есть, беспредел подавляется, Вы же понимаете, либо силовым вариантом, либо приходит авторитет… Вот, собственно, вся Украина ждет либо силовой развязки, либо прихода авторитета, того, кто положит конец беспределу. Что касается победителей, то они все разные. Они и преследовали разные цели. Например, компания Левочкина – она не ожидала… Ведь майдан начала вообще-то контора Левочкина. Другое дело, что они справиться с этим не смогли. Они ожидали просто смещения верха, для того чтобы поставить туда себя. Это не получилось. Потом, была команда Коломойского, которая тоже хотела поставить себя, но они пошли намного серьезней – они загнали туда боевиков, и они, собственно, сделали «революцию». И последняя – это команда Порошенко, которая находилась, как бы, между этими двумя игроками, и на их противоречиях выиграла. Но в результате – не выиграл никто. Вот вся эта система и крутится между собой. А как она закончится? Все очень просто  – когда двое договорятся между собой, они снимут третьего. В такой ситуации это можно решить и с помощью выборов.

Беседовал Сергей Веселовский

Текст подготовил Игорь Орцев