Одной из любимых тем украинской пропаганды и сторонников Майдана являются бесконечные рассуждения о том, что они борются за демократию, за права человека и прочие ценности западного мира. Посему, дескать, их необходимо побыстрее инкорпорировать в «цивилизованную Европу», наделить безвизовым режимом и дешёвыми кредитами.

 

По мере усиления назойливых требований украинской власти о преференциях коллективный Запад все более внимательно всматривается в происходящие на Украине события. Ладно, разгул цензуры, запрет на вещание различных СМИ, давление на оппозиционные политические партии… Информацию о том майданщики называют «путинской пропагандой», европейский и американский истеблишмент согласно кивают – и все довольны.

Однако постепенно в мировые СМИ начали просачиваться сведения, что киевские власти – в лучших традициях Средневековья – применяют изуверские пытки и другие методы незаконного воздействия на инакомыслящих. Это чревато большим международным скандалом, постепенно втягивающим в свой водоворот тех политиков на Западе, кто бездумно восторгался киевскими путчистами, и если не утопит репутацию некоторых из них, то подмочит однозначно.

Проблема в том, что о разгуле насилия и пытках в Украине заговорил не какой-нибудь пресловутый «Кисель-ТВ», а авторитетнейшие международные правозащитные организации. Сначала отметился помощник генсека ООН по правам человека Иван Шимонович, который в интервью «Таймс» заявил, что Служба Безопасности Украины применяет по отношению к «сепаратистам» пытки и содержит их в неких секретных тюрьмах. Со своим сенсационным заявлением он выступил в преддверии публикации июньского официального доклада ООН, посвященного соблюдению прав человека в Украине.

Дальше – больше. 21 июля сего года вышел совместный доклад наиболее авторитетных западных правозащитных организаций Amnesty International и Human Rights Watch «Вас не существует: Произвольные задержания, насильственные исчезновения и пытки на востоке Украины». Доклад подробно рассматривает проблемы незаконного удержания граждан и применения пыток, в том числе, и украинскими государственными структурами.

По данным правозащитников, в распоряжении Службы Безопасности Украины есть несколько особых мест для содержания задержанных – в Краматорске, Изюме, Мариуполе и Харькове. Отдельно отмечается, что в незаконных задержаниях особую роль играли сотрудничающие с СБУ националистические «добробаты»: «Провластные силы, включая так называемые волонтерские батальоны, сначала задерживали гражданских лиц, а затем передавали их в СБУ, которая в конце концов передавала их в органы судебной системы». В трех случаях, подробно описанных в докладе, СБУ поощряла насильственные исчезновения, незаконно удерживая граждан под стражей от шести недель до пятнадцати (!) месяцев.

Перед публикацией своего шокирующего отчета представители Amnesty International и Human Rights Watch встретились с главным военным прокурором Украины Анатолием Матиосом и передали ему список заключённых, которые находятся в Харькове: «Мы получили убедительные данные из многих источников, что на июнь 2016 г. по крайней мере 16 человек остаются в тайном содержании в харьковском подразделении СБУ», – утверждали правозащитники.

«Какие ещё тайные тюрьмы?» – возмутились в СБУ. – «Не было ничего такого!» Однако украинских заплечных дел демократов ждал неприятный сюрприз. Из нового отчета правозащитников, опубликованного уже 29 августа, выясняется, что шесть человек (из упомянутых в первом докладе) были поспешно освобождены еще 25 июля; потом еще семь человек, в том числе одна женщина, выпущены 2 августа. Охранники вернули им паспорта, выдали по 50-200 гривен «на транспортные расходы» и под угрозой новых репрессий потребовали хранить молчание об условиях их содержания в тюрьме. Однако правозащитникам все-таки удалось пообщаться с пятью из освобожденных. Трое из них – Николай Вакарук, Виктор Ашихин и Дмитрий Королев заявили, что намерены добиваться справедливости в этом резонансном деле. Еще двое пожелали остаться неизвестными из-за страха расправы с ними и их семьями.

По мере раскрутки скандала выплывают чудовищные подробности пыток бессонницей, электрическими разрядами, избиений политзаключённых в украинских следственных изоляторах и тайных тюрьмах. Например, рассказывает один из узников: «На третий день … притащили два оголенных провода и подрубили ток мне к животу. Я задергался так, что им пришлось меня к деревянной лестнице привязывать, только я ее в судорогах сломал. Потом перевернули меня и приставили провода к спине… Там был главный, все его «полковником» называли, про мою семью расспрашивал, а когда я сказал, что сынишке всего шесть (лет), он заорал своим: «Давайте его сюда, я у него на глазах пацана порву!» После этого я сказал, что во всем сознаюсь, все сделаю, что они скажут». Подобных задокументированных свидетельств достаточно много.

Для проверки полученных сведений с 5 по 9 сентября в Украине будет работать специальная международная комиссия. Естественно, к визиту неприятных гостей на Украине спешно готовятся. Так, в Харьковском областном управлении СБУ для журналистов даже организовали специальную экскурсию, о которой с казенным восторгом сообщает «патриотическая» пресса: «Никто из подследственных здесь не ночует, вы видите из мебели только столы и стулья. В так называемых VIP-помещениях, оборудованных в рамках подготовки к футбольному чемпионату «Евро-2012», и вы это тоже видите, кроме унитаза, есть душ. Сейчас из всех помещений на этаже для следственных действий используют только два», – рассказал допущенным в «святая святых» начальник УСБУ в Харьковской области Эдуард Крицын. Просто санаторий какой-то, потемкинские тюрьмы. А другого, мол, нет и не было.

Предпринимаются и другие меры по купированию скандала. Согласно перехваченной и опубликованной хакерами «Киберберкута» служебной инструкции СБУ, в ведомстве намечен целый ряд мероприятий, призванных скрыть от иностранных правозащитников размах репрессий против инакомыслящих (даётся в сокращении и переводе с украинского):

1. Принять исчерпывающие мероприятия согласно с положениями Закона Украины «Про государственную тайну» и подзаконных нормативных актов для обеспечения охраны и исключения утечки информации с ограниченным доступом во время визита и пребывания делегации ООН в помещениях СБУ…
2. Особое внимание обратить на соблюдение режима секретности… С этой целью:
– разработать план обеспечения режима секретности во время визита делегации ООН, который должен предусмотреть необходимый комплекс организационных и технических средств относительно охраны гостайны;
– принять исчерпывающие меры для предотвращения утечки государственной тайны техническими каналами;
– осуществить проверку всех возможных маршрутов передвижения иностранцев по территории подразделений…
Дальше совсем интересно:
6. Принять меры для устранения из помещений СБУ любых признаков, которые могли бы дать основания представителям делегации ООН интерпретировать их как орудия (места) проведения пыток, издевательств и других жестоких, нечеловеческих или таких, что унижают достоинство, видов обращения и наказания…
8. В случае прибытия делегации ООН в здание органа СБ Украины:
– временно остановить оперативно-служебную деятельность подразделения, которое посещается;
– предупредить представителей делегации ООН про запрет использования технических средств фото-, видео- и аудиофиксации всего происходящего на режимном объекте;
– немедленно информировать об этом вышестоящее руководство;
– требовать предъявления листа-полномочий делегации ООН…
10. После завершения визита делегации ООН уничтожить эту телеграмму в соответствии с установленным порядком”.

Похожие спектакли по сокрытию тайных узников уже устраивались и раньше. В своём интервью «Украинской правде» бывший узник СБУ Константин Бескоровайный, кроме пыток и всяческих изуверств, описывает как 10 апреля 2015 года их камеры внезапно освободили от заключённых: «…Всех развели по разным кабинетам, приказали сесть на пол, а «оперативные сотрудники» зачем-то стали рассказывать, что они не звери… За то время, что мы провели у оперов, наши камеры убрали и проветрили… туда собирался прийти с осмотром кто-то из международных миссий, а СБУшники показали, что у них никого нет».

Однако в условиях абсурдной украинской действительности все предусмотреть просто невозможно. Особенно, импульсивные действия возмущённых майданщиков. В разгар маскировочных мероприятий взбешённый вмешательством международных правозащитников советник Порошенко, небезызвестный Юрий Бутусов в своей статье «Правда про «тайные тюрьмы» СБУ» вывалил целый воз самоубийственной информации. Цитирую малую часть:

«Да, войну не объявили, но нашлись такие офицеры СБУ, МВД, ВСУ брали на себя ответственность за те поступки, которые находятся за пределами криминального кодекса. Проводились операции, которые никогда не будут внесены в послужной список, и за которые никогда не будут выдавать награды.

Да, похищались те, кто был связан с российскими спецслужбами или российскими агитаторами без ордеров и церемоний. Да, это было жестко, да были допросы с жесткими методами, на месте, когда надо было получать информацию о действиях террористов, да, когда главарей банд похищали из-под границы с РФ, их нередко и обкалывали и обездвиживали, потому что иначе не вывезти.

Да, приходилось и стрелять на поражение при подозрительных действиях, потому что враг был вооружен, и пытался развязать войну по всей Украине. Потому что в условиях боевых действий, которые уже начались, процессуальные тонкости уже ничего не значили.

Поддерживать Россию в ходе войны может только враг – и нет времени выяснять, как и с кем он проводит время, помогает врагу сейчас или просто готов помогать».

По сути, это публичное признание в массовых военных преступлениях, следы которых так отчаянно пытается замести киевский режим, и таким образом избежать убийственных разоблачений, которых с каждым днём становится все больше. Военные преступления для их организаторов, согласно международному праву, есть прямой путь под суд, а то и на эшафот. В этом отношении наглое послание господина Бутусова бесценно и требует максимальной популяризации в СМИ.

Эти откровения имеют значения не для нас – и так хорошо информированных о преступлениях режима, и не для его преданных сторонников – майдан-патриоты пытки и убийства инакомыслящих, в целом, одобряют. Данные свидетельства имеют огромное значение для внешней политики Украины.

Страна, которая держится исключительно на иностранных подпорках, чрезвычайно зависима от политических перипетий жизни ведущих западных держав. Однако наличие в друзьях перемазанного кровью и скомпрометированного режима там становится никому не нужно, особенно накануне череды президентских и парламентских выборов. И никто не помешает Западу в нужный момент достать из кармана доклады правозащитников и «внезапно» возмутиться: «Так ффы нас обманывали? Ай-яй-яй! Некорошо!» И повернуться к Киеву спиной. Ну или – что там пониже.

Константин Кеворкян