Евросоюз грозит опрокинуть «экономическое НАТО»

 

Еще одна страна подвергла сомнению целесообразность продолжения переговоров о создании Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (TTIP). На сей раз Австрия.

По словам вице-канцлера Райнхольда Миттерленера, их нужно приостановить как минимум до президентских выборов в США, чтобы обсуждать создание партнерства уже с новой командой и в совершенно новом формате:

«Вся эта тема имеет столько осложнений, что при имеющихся противоречиях можно сказать: де-факто никакого позитивного продвижения вперед нет, путь закрыт. Возможно, при новом правительстве США удастся реанимировать процесс, и он пойдет легче».

30 августа стало известно, что на прекращении переговоров настаивают французские власти. «Франция требует прекращения переговоров по TAFTA (Transatlantic Free Trade Area трансатлантическая зона свободной торговли между ЕС и США) и TTIP», — заявил государственный секретарь по вопросам внешнеэкономической деятельности МИД Франции Матиас Фекл.

Ранее о том, что переговоры по созданию зоны свободной торговли между США и Европейским Союзом провалились, рассказал вице-канцлер Германии Зигмар Габриэль. По его словам, по итогам 14 раундов переговоров не удалось согласовать текст НИ ОДНОЙ из 27 глав договора о ТТИП. «По моему мнению, переговоры с США де-факто провалились, хотя никто этого и не заметил», — заявил Габриэль в интервью немецкому телевидению. «Как европейцы мы не должны, конечно, принимать американские требования», — отметил он. Известно, что в Германии 59% граждан отрицательно относятся к идее ТТИП.

Еще ранее – в июле – министр экономического развития Италии Карло Календа сказал, что переговоры длились слишком долго, чтобы быть успешными, и предсказуемо зашли в тупик. А в июне премьер-министр Франции Мануэль Валь заявил, что заключение договора невозможно, если он не будет учитывать европейские интересы.

Реакция Вашингтона оказалась предсказуемо болезненной. Пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест сообщил, что США по-прежнему надеются достичь соглашения с ЕС по TTIP до конца года. По словам представителя США по торговле Майкла Фромана, «в действительности в переговорах наблюдается постоянный прогресс», просто пока он не очевиден.

Переговоры о зоне свободной торговли между США и Евросоюзом длятся с 2012 года. Причем все это время они шли в закрытом режиме, никакой информации в СМИ не было. Доходило до того, что немецких депутатов приглашали агитировать за ТТИП в американское посольство, запретив пользоваться записывающей аппаратурой. Но подробности соглашения все же просочились в СМИ. В итоге по Европе прокатилась волна протестов, в том числе в Германии и во Франции, например, только за 2015 год прошло более 700 акций. Таким образом, лоббисты партнерства в некотором роде оказали медвежью услугу со всей этой конспирацией.

Изначально соглашение планировали заключить к концу 2014 года, однако состоявшиеся 14 раундов переговоров ни к чему не привели, стороны продолжают спорить и торговаться. А ведь Обама так рассчитывал продавить соглашение до истечения срока своих полномочий. Весной 2016-го СМИ сообщали о том, что Вашингтон усиливает давление на европейских партнеров, чтобы они стали более сговорчивыми. Однако, как видим, это оказалось бесполезно. Европейцы рогом уперлись.

Честно говоря, когда я прочитал новость о том, что Франция готова дать «задний ход», моей первой мыслью было «Все на «Майдан»! Нет, ну правда же, очень похоже. Украинские власти достаточно долгое время агитировали собственное население за ассоциацию с ЕС, обещая чуть ли не рай земной и зарплаты как в Европе. Примерно то же самое европейцам обещают американцы, если те подпишут договор о ТТИП на американских условиях, и европейские лидеры охотно шли у них на поводу. Не вдаваясь в экономические подробности, скажу, что ТТИП для Европы – это почти то же, что «евроассоциация» для Украины. Примерно с теми же последствиями. Если вы помните, основной смысл экономической части соглашения Украины и ЕС — создание зоны свободной торговли, по итогам которой наивные украинцы на полном серьезе рассчитывали, что «любовь» будет взаимной и их товар пойдет в Европу. Только этого не могло быть по определению, потому что весь смысл ассоциации с Украиной для Европы состоял в том, чтобы получить свободный доступ на украинский рынок, но ни в коем случае не пускать на свой товары из Украины! То есть это как бы игра в одни ворота. Как игра с «одноруким бандитом»: выиграть невозможно, но надежды такие яркие, такие заманчивые.

Собственно говоря, о том, что» евроассоциация» убьет украинскую экономику, сделает страну колонией ЕС, говорили Януковичу не только в Москве, но и его собственные экономисты. В итоге в последний момент Янукович все же здраво оценил последствия и «включил заднюю». Но не тут-то было. Годы зомбирования населения совместными усилиями украинских властей и западных НКО не прошли даром, и в стране был спешно реализован сценарий, который Запад итак готовил к президентским выборам. Сейчас многие видные «майданщики» признают, что евроинтеграция была лишь предлогом, что «Майдан» в любом случае состоялся бы, пусть и под другими лозунгами. Но лозунги «евроассоциации» тогда оказались действенными, и первый «студенческий «Майдан» стал реакцией именно на отказ от подписания соглашения.

ТТИП для Европы примерно то же самое по своим экономическим последствиям. Это игра в одни ворота. Подписание соглашения о партнерстве будет означать не только ликвидацию европейских стандартов (запрет ГМО, экология), но и заполнение европейского рынка дешевым американским товаром, крах для некоторых отраслей национального бизнеса, потерю рабочих мест и, как следствие, крушение «европейской мечты», высоких социальных стандартов, которыми так гордится ЕС и которые привлекают туда людей со всего мира.

Кроме того, не стоит забывать, что американский проект отражает интересы исключительно транснациональных компаний, которые борются за снижение контроля и ослабление мер регулирования в Европе. Иными словами, ТТИП сделает ТНК неподотчетными национальным правительствам, подорвет европейскую систему регулирования национальных рынков, отдав ее на откуп корпорациям. А это уже полная экономическая и политическая кабала.

Разумеется, в Евросоюзе тоже не совсем идиоты и прекрасно все понимают. Тем более что в Европе с каждым годом усиливаются евроскептические настроения и в некоторых странах приход к власти евроскептиков вполне реален. Выход из союза Великобритании (которая, кстати, была главным сторонником ТТИП), разговоры о потенциальном выходе Нидерландов и других стран, миграционный кризис — все это подтачивает основы Евросоюза. А если еще отдать Европу в торговую кабалу Америке, это, мягко скажем, не найдет понимания у ее жителей. Это как бы «Майдан» наоборот: в Киеве вышли протестовать за ассоциацию, а в европейских столицах будут протестовать против.

Нет, конечно, никакого «Майдана» в нашем понимании не будет. Просто потому, что «це Европа», а не европейское Сомали, жители которого готовы жить в палатках как бомжи и скакать на морозе — лишь бы показать фигу соседям. А потом готовы убивать тех, кто не согласен с их видением будущего страны, сжигать в домах профсоюзов, обстреливать мирные города и т.д.

Украина – это не Европа! Это Африка в худшем понимании этого слова. А вот ЕС – как раз Европа и в прямом, и в переносном смыслах. Там никто не будет жечь покрышки, кидать «коктейлем Молотова» в полицейских, стрелять по толпе. Там просто придут на избирательные участки и проголосуют против тех, кто навязывает им невыгодное для их стран будущее. И избирательные участки во многих странах ЕС не за горами. В локомотивах союза: во Франции – в начале следующего года, в Германии — в конце. Французские власти уже поняли, что запахло жареным и решили соскочить с темы от греха подальше. В принципе, Олланда, думаю, уже ничего не спасет, но подписывать на исходе полномочий столь непопулярное соглашение, тем более что от него отказываются одна за другой европейские страны, — это уж точно самоубийство. Меркель, которая была и остается главным проводником интересов Америки в ЕС (все же не зря там 172 американские базы), тоже понимает, что подписание соглашения о ТТИП может выйти ей боком. Избиратель Меркель – во многом это сельский житель, малый и средний бизнес – именно они станут главными жертвами американского экономического диктата. Однако и пойти открыто против Вашингтона Меркель не сможет, но вот «забалтывать тему» будет стараться до конца. Как минимум до прихода новой администрации США, а там, глядишь, удастся и до своих выборов как-нибудь дотянуть.

Янукович тоже рассчитывал дотянуть, но не срослось. Кстати, не без помощи той же Европы руками посла ЕС Яна Томбинского, который тогда усаживал Януковича за стол переговоров с оппозицией, а потом разводил руками: никто ведь не обещал. Теперь вот он, уходя со своего поста, цинично заявляет, что Украина «в надежных руках». А вот окажется ли в надежных руках сама Европа? Вот очень хороший вопрос.

Повторю: для европейских элит ТТИП – это как ассоциация для Януковича, возможно выгодная самим элитам, но категорически не выгодная национальным интересам их стран. Но в цивилизованной Европе боятся. Не революции, а выборов.

Понятна реакция Вашингтона. Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство наряду с Транстихоокеанским для Обамы – это едва ли не главные проекты его второго и последнего срока. Цель всех этих партнерств проста как три копейки — создать глобальную систему мировой торговли с полным доминированием США. ВТО им мало, ВТО – инструмент слабый и ненадежный. А вот создание зон свободной торговли (сконструированных так, что свободными они являются только для США) по обоим океанам вокруг Америки – это совсем другое дело. Еще одна цель – исключить из этой цепочки Россию и Китай. Получается, что формирование этих партнерств подчиняет Вашингтону все важнейшие рынки Евразии и Америки, а Россия и Китай остаются аутсайдерами, с которыми дружить и торговать будут разве что Африка и Индия.

Уже ни для кого не секрет, что одной из целей США на Украине была необходимость любой ценой вбить клин между Европой и Россией, не дать возможности сформироваться единому рынку от Владивостока до Лиссабона, который чисто географически выглядит более естественным, чем предлагаемые США проекты. Им это удалось. Отношения России и Европы испорчены на десятилетия вперед. Нас разделяют санкции, которые, уже очевидно, не отменят в обозримом будущем (как минимум надолго останутся «крымские санкции, т.к. Россия никогда не откажется от Крыма). Плюс к тому Европа оказывается втянута в очередное противостояние по линии Россия — НАТО, очередную холодную войну. Это, безусловно, можно поставить в заслугу лично Обаме — это его достижение. Для закрепления успеха осталось оформить его юридически, подписав договор ТТИП, надежно прикрыв Европу от даже гипотетической возможности возвращения к сотрудничеству с Россией и Китаем. Не зря ТТИП называют «экономическим НАТО»: вход туда – рубль, выход — десять.

«Правила будущей мировой торговли должны писать США, а не кто-либо еще», — сказал как-то Обама. И это звучало как приговор.

Все бы хорошо, только вот тут-то гениальные планы Обамы начали слегка пробуксовывать. Вот не хотят европейцы совать голову в петлю. Оказалось вдруг: если на горло политическим интересам они еще готовы наступать, то когда идет речь об ущемлении интересов экономических – сразу же включается инстинкт самосохранения. Вот упрямцы! То ли дело украинцы. Искренние и наивные мазохисты. Готовы скакать до потери пульса и убивать друг дружку. А европейцы почему-то не хотят. Печалька.

Получается, что Обама не только не добился намеченных целей, но и вообще не добился абсолютно ничего. Уже очевидно, что соглашение о ТТИП в начале следующего года подписано не будет. Это очевидно сейчас – ДО ВЫБОРОВ в США. А значит, это еще одна оплеуха истории уходящему президенту. Добавьте к этому невыполненные обещания в области внешней политики. Да что там обещания! Там вообще полный провал! Полнейший! Обещал вывести войска из Афганистана и Ирака, закончить там войну. Вы уже посмеялись? Ирак в итоге ввергнут в полнейший хаос, выхода из которого не видать в ближайшие годы или даже десятилетия. В такой же хаос ввергнута Сирия. Афганистан вот-вот полыхнет. Уже пять лет идет гражданская война в Ливии, и конца ей также не видно в обозримом будущем. Единственным «достижением» тут выглядит ликвидация Бен Ладена, но на деятельности «Аль Каиды» это никак не отразилось, к тому же смерть бывшего врага Америки номер один меркнет по сравнению с тем, что сейчас творит ИГИЛ, появившийся на свет не без помощи США, о чем постоянно напоминает конкурент преемника Обамы по демпартии. Ракку и Мосул обещали взять в течение текущего года. И что? И где? Добавьте к этому непонятную войну на Украине, конца которой тоже в упор не видно, «холодную войну» с Россией, очередную гонку вооружений, охлаждение отношений с главными союзниками на Ближнем Востоке — с Саудовской Аравией и Турцией — Турцией, которая впервые в своей истории заявила о возможности невозможного — выходе из НАТО. Вот вам и итог внешнеполитической деятельности США при Обаме — КАТАСТРОФА.

Все это могла бы подсластить пилюля создания ТТИП. Но нет. И тут облом.

Кстати, о провалах во внешней политике и связи с торговой экспансией Америки. Все же полным провалом внешняя политика США выглядит лишь при ближайшем рассмотрении. Если копнуть глубже, то мы увидим, что все, что было сделано за последние 10 лет, — все это помогло Вашингтону избежать уже полнейшей катастрофы для себя.

Катастрофа была неминуемой, учитывая финансовые обязательства США, – по некоторым данным, до 65 триллионов при 18 официальных, сумма в любом случае не поддающаяся воображению. Добавим, что США продолжают долги накапливать, проедая намного больше, чем отдают: бюджет ФРС в несколько раз больше, чем в год производят ВВП. Для того, чтобы оттянуть час «страшного суда», у Вашингтона остается один выход — печатать деньги в счет будущих огромных прибылей, гарантированно получить которые можно лишь контролируя основные мировые ресурсы. А для этого человечество пока не изобрело ничего эффективнее войны.

Еще в 90-е Штаты столкнулись с серьезной проблемой — ростом мощи и амбиций Китая, который нацелился на ресурсы Ближнего Востока. Иными словами, союз энергоносителей Ближнего Востока и производственных мощностей Китая стал всего лишь вопросом времени. По некоторым данным, проекты создания зоны свободной торговли Китая со странами Персидского залива уже существовали. В случае их реализации Америка просто вытеснялась бы как слабое звено, как ненужный посредник.

Добавьте к этому способные создать подобие ближневосточного ЕС региональные проекты, активно продвигаемые Каддафи с его нефтяным реалом — самой мощной потенциальной валютой в мире, подкрепленной колоссальными ресурсами, в отличие от доллара, не подкрепленного ничем. Итогом реализации которых могла стать отвязка нефти от доллара и лишение США статуса мирового финансового регулятора, который печатает бумажки, конвертируемые во что угодно и по всему миру, которые на деле не стоят и той самой бумаги, на которой напечатаны. США превратились бы из сверхдержавы в мировую периферию. На передний план вышел бы не только Китай, но и Россия с ее передовыми технологиями, которые она наглядно продемонстрировала в Сирии, угрожая вытеснить США с рынка, на котором те традиционно доминировали.

Такой сценарий был бы катастрофой для Америки, и они сработали на опережение. Потенциальные смутьяны – Хусейн и Каддафи были убиты, ближневосточные режимы были перемешаны и перессорены друг с другом, «арабская весна» создала непрекращающийся хаос в регионе, который уже однозначно ставит крест на вышеописанном сценарии. Я уже молчу про такие маленькие приятные бонусы, как доход оружейному бизнесу и втягивание Европы в войну и как следствие миграционный кризис, который должен был сделать Европу более слабой, а следовательно – более сговорчивой.

Так или иначе, все эти действия Америки были реакцией загнанной в угол крысы. Как бы дико это ни звучало, но это была оборона. Упреждающий удар. Теперь по логике должно последовать нападение. И оно следует в виде попытки создания зон свободной торговли с Европой и странами тихоокеанского бассейна одновременно. И тут оказывается, что не все так просто, как на первом этапе. Контратака захлебывается.

Проблема в том, что Европа — не Ближний Восток и даже не Украина. Ее нельзя разбомбить или организовать там цветную революцию. И времени на продавливание решения все меньше – предстоящие выборы могут изменить расклад сил полностью. Выходит, что напрасны были все усилия, напрасно переворошили Ближний Восток, а Обама уйдет с позором, оставляя в наследство самое грандиозное геополитическое поражение в истории Америки.

Теперь уже очевидно, что проблему ТТИП придется отложить до тех времен, когда пройдут выборы в самих США, а также в Европе. Но вот вопрос, если в Европе появятся новые власти, которые заручатся поддержкой избирателей, пообещав отказ от партнерства, захотят ли они вообще обсуждать эту тему? А что, если в Америке победит Трамп?

Честно говоря, я не особо верю, что что-то изменится, кто бы ни пришел к власти. Но то, что Америка начинает осознавать, что такое горечь поражений, начинает бояться и дергаться, — это уже хорошо. Не зря Клинтон называет США последней надеждой мира. Вот пусть они и будут последней надеждой старого мира (pax Americana или как там его называют). Надежда умирает последней. Процесс пошел.

Дмитрий Родионов