От редакции News Front: “Пусть это не прозвучит кощунством, но судя по всему нашему правительству, есть чему поучиться у “террористов” и “боевиков”, – такой вывод делается в данной украинской оценке состояния экспорта страны.   

 

Реквием по экспорту

31 августа. Визит в Мариуполь первого лица государства. И, как это ни случайно, но в этот же день на металлургическом комбинате «Азовсталь» планируется введение в эксплуатацию доменной печи. Она очень долго находилось на ремонте и теперь ее запускают. Не совсем понятно – президента пригласили на открытие доменной печи или наоборот ее введение в эксплуатацию приурочили к приезду президента. В Европе президентов стран приглашают минимум на открытие новых заводов, а не перерезать ленточку перед доменной печью, ремонт которой длился более двух лет. Неужели у нас в стране все так плохо, что на такое можно сказать рядовое событие едет президент страны? Ведь еще совсем в недавнем прошлом мы строили корабли и экспортировали детали для космических ракет!

Но статистика вещь упрямая, и она говорит, что уже четвертый год подряд экспорт Украины продолжает снижаться: 2013 год -8%, 2014 год – 14%, 2015 год – 30%. Так рекордные $68 млрд. экспорта в 2012 году к 2015 году превратились в $З8 млрд. Однако и нынешний год не стал годом «экспортного дна» и объём внешней торговли продолжает снижаться. Доступная на данный момент статистика по первым пяти месяцам 2016 показывает, что в сравнении с первым полугодием 2015 года, экспорт сократился еще на 12%. И если данные темпы сохранятся, то по итогам года общая выручка украинских экспортеров едва ли превысит ЅЗО млрд., а это уже даже ниже показателей 2004 года. Тем более, во времена первого Майдана и доллар был подороже, да и объем экспорта превосходил импорт на 4 млрд., в отличие от нынешнего года, в котором отрицательное сальдо внешней торговли может достичь Ѕ2 млрд.

Главной проблемой украинского экспорта, как и в прошлом году, является Россия. Как известно, с началом 2016 года Россия вышла из договора о зоне свободной торговли с Украиной. И уже за первые пять месяцев 2016 года украинский экспорт в Российскую Федерацию сократился на 34%. Продолжает снижаться внешнеторговый оборот также с Белоруссией на 8% и Казахстаном сразу на 46%. Что касается последнего, то тут во многом проблемы созданы запретом России на украинский транзит в эту страну.

Однако если в данном случае проблема лежит, в первую очередь, в политической плоскости, то падение экспорта в Китай на 25% и Турцию на 31% уже никак не связано с политикой. И тут кроется вторая критическая проблема украинского экспорта. Если посмотреть на товарную структуру экспорта в эти страны, то видно, что в случае с Китаем львиную долю товаров составляют руда, шлак и зола, а более половины экспорта в Турцию приходится на черные металлы. Как известно, в настоящий момент и рынок металлов и соответственно рынок сырья для металлургии переживают далеко не лучшие времена. К примеру, цены на руду достигли десятилетнего минимума, а рынок металлов перенасыщен предложениями. Вот и выходит, что и без всякой политики украинский экспорт в эти страны продолжает снижаться гигантскими темпами, сравнимыми с темпами снижения в Россию, с которой Украина находится едва ли не на грани начала полномасштабной войны. По крайней мере, если верить первым лицам нашего государства.

Здесь стоит отметить, что экспорт, как черных металлов, так и руды, продолжает оставаться почти исключительно прерогативой крупных компаний, проще говоря, прерогативой олигархов. И возможно именно в этом кроется одна из причин того, что внешнюю торговлю никак не удается стабилизировать. Ведь статистика показывает, что именно те сферы, в которых Украина опирается во внешней торговле на крупный бизнес, демонстрируют сегодня наибольшие темпы падения. Напротив, экспорт в страны ЕС, на которые в большей мере нацелен мелкий и средний бизнес, дает сегодня повод для оптимизма. Так, экспорт во Францию вырос на 34%, в Венгрию на 27%, в Испанию на 20%, в Польшу на 7% и во многом это заслуга небольших компаний. Впрочем, несомненно, позитивную роль в этом процесс сыграло и начало работы зоны свободной торговли.

Однако, не смотря на то, что Украина однозначно сделала ставку на европейский рынок, подход к организации экспорта у нас во многих отношениях остается далеко не европейский. И в первую очередь, это касается распределения долей внешней торговли между крупным, средним и малым бизнесом. Так, если в ЕС на долю небольших компаний приходится в среднем 30% экспорта, то в Украине всего 14,5%, что является предпоследним показателем в Европе. И вполне вероятно, что если бы правительство делало ставку именно на эти компании, то в значительной мере добилось бы компенсации экспортного упадка. По крайней мере, до тех пор, пока рынки для тяжелых отраслей украинской промышленности не придут в норму.

Но, как показывает практика, именно средний и малый бизнес в Украине сегодня сталкивается с наибольшими препятствиями при организации экспортных операций. Что это за препятствия? Согласно информации украинского бизнес-омбудсмена Альгирдаса Шеметы, в большинстве случаев представители бизнеса отмечают проблемы с возвратом и администрированием НДС. Что же касается самих таможенных процедур, то тут согласно опросу, проведенному в рамках проекта “Торговая политика и практика в Украине”, предприниматели отмечают в первую очередь сложность и значительную стоимость оформления всех необходимых документов. Так, для проведения экспортной операции в Украине требуется 11 документов и более 5 суток на их оформление, а кроме того почти 700 долларов расходов.

Учитывая, что на одного экспортера в малом и среднем бизнесе приходится в среднем около 15 операций в год, то не трудно посчитать, что только на оформление документов без учета времени их подготовки, в течение года требуется потратить примерно 2,5 месяца и более 10 тыс. долларов. И если для среднего бизнеса данные затраты не являются критичными, а потери времени можно компенсировать созданием дополнительного рабочего места, то для многих представителей малого бизнеса подобные правила делают участие в экспортных операциях невозможными.

О коммунальных затратах сейчас пожалуй не говорит только ленивый – в ДНР они в разы ниже. Необходимо отметить, что коммуналка составляет не малую долю в ценообразовании даже, наверно, уже неактуально говорить.

Не меньшей преградой для потенциальных экспортеров является отсутствие информации о возможностях организации экспорта. По крайне мере именно эту проблему называют представители бизнеса в упомянутом выше опросе. Действительно, если закрытый ныне российский рынок или рынок стран СНГ, вполне доступен для изучения отечественными экспортерами, то языковой и культурный барьер делает рынок ЕС куда более сложным для исследования. Если для крупных компаний не является проблемой содержать целый штат экспертов, то вполне очевидно, что малые компании лишены подобной возможности. Что же касается государства, то в информационной сфере помощь отечественным компаниям практически не предоставляется. Простой пример, на сайте, посвященном государственной поддержке экспорта, который ведут специалисты Минэкономразвития, многие разделы не обновлялись еще с 2013 года, как, например, правовые нюансы работы с различными странами, а объявления о международных выставках, в разных странах, похоже, призваны создать вид бурной деятельности. Поэтому не удивительно, что информационной вакуум является серьезной преградой для развития экспортных возможностей отечественного бизнеса.

Впрочем, текущая ситуация в которой оказалась Украина довольно специфическая, не каждая страна оказывается в столь жестком противостоянии со страной, которая является ее основным рынком сбыта. Как это не парадоксально, но в обозримом окружении Украины только ДНР и ЛНР находятся в несколько схожем положении. Так, Украина лишилась важнейшего рынка – российского, а ДНР и ЛНР во многом лишились одновременного украинского и европейского рынков. И пусть это не прозвучит кощунством, но судя по всему нашему правительству, есть чему поучиться у “террористов” и “боевиков”.

Известно, что крупный олигархический бизнес в «республиках» продолжает работать в украинской регистрации, а значит местным экспортерами они не числятся. Поэтому вся экспортная работа местных экономик осуществляется, в первую очередь, мелким и средним бизнесе. Как и в случае с Украиной, лидером экспорта здесь является пищевая промышленность: 38% экспорта приходится именно на продовольственные продукты. На втором месте изделия из черного металла – 23 %, на третьем минеральное сырье – 5%. И вот именно из-за того, что организовывать экспорт ДНР и ЛНР необходимо на базе малого и среднего бизнеса, здесь похоже ушли заметно вперед в сравнении с Украиной. Вообще складывается такое впечатление, что правила экспортных операций в «республиках» устанавливали, опираясь на представления о проблемах бизнеса, которые сегодня отражаются в опросах украинских предпринимателей.

Судите сами. Как уже говорилось выше, главной проблемой в деле организации экспорта украинские компании называют НДС, его администрирование и систему возврата. Как в ДНР, так и в ЛНР НДС отменен, а значит, снижена налоговая нагрузка предприятия и упрощен документооборот. Кроме того, это косвенным образом снижает и уровень коррумпированности всей системы, так как устранена одна из самых темных схем в украинской налоговой системе – возврат НДС.

Следующая проблема, которую отмечают представители бизнеса в указанном выше опросе “Торговая политика и практика в Украине” – сложность и дороговизна подготовки экспортной процедуры. Вместо 11 документов, кроме товарно-транспортных накладных, в ДНР необходимо иметь лишь два: пропуск на вывозимый товар и аккредитацию в налоговом органе. Кроме того, в отличие от Украины, где как сказано выше оформление экспортной процедуры будет стоить до 700 долларов, в республиках при оформлении экспортной операции не взимают никаких платежей. Да и ввиду меньшего количества документов, сроки оформления операция вероятно существенно меньше, чем на Украине.

Отдельно стоит сказать и о самом рынке. Как известно, режим ЗСТ с ЕС имеет целый ряд ограничений, таких как квоты, сохранение целого ряда пошлин и т.д. И хотя некоторые квоты украинский бизнес не успевает даже полностью выбрать, по другим позициям квоты заканчиваются всего через пару-тройку месяцев экспортных операций. В этом плане российский рынок значительно более открыт для республик, чем европейский для Украины. Никакие политические торговые ограничения и эмбарго, применяемые против Украины, против республик не действуют. Предприятиям, зарегистрированным в ДНР и ЛНР предоставляется возможность экспортировать в РФ свою продукцию по ставкам и правилам, предусмотренным для стран-членов Таможенного союза. Не действуют и ограничения транзита, которые сегодня разрушают украинский экспорт в Казахстан и другие республики Средней Азии.

Кроме того, на республиканские товары не требуется сертификат соответствия. В свою очередь для украинских товаров он необходим, что, кстати, стало причиной того, что с введением данного правила поток предприятий, переходящих из украинской на республиканскую регистрацию заметно усилился. Думаю о том, что ориентироваться местному мелкому бизнесу в российских реалиях куда проще, чем украинскому в европейских, не стоит даже и упоминать. Российский рынок для Донбасса давно знаком и обжит и сейчас во многом речь тут идет не о создании.

И последнее, о чем стоит сказать, это транспортные расходы. Так в опросе “Торговая политика и практика в Украине” респонденты также отмечали, что внутренние перевозки товаров, являются самым дорогим этапом экспорта. Как не хотелось бы признавать, но и тут республики имеют преимущества перед Украиной. Так как, во-первых, стоимость топлива в регионе приблизительно на 30% дешевле, чем в Украине, а тарифы на железнодорожные и транспортные перевозки вдвое ниже. Хотя конечно последнее во многом и обусловлено тяжелым положением в экономике ДНР и ЛНР.

Подобные меры не прошли бесследно. Как уверяют в Минэкономразвития ДНР, если в начале 2015 года всего около 30 предприятий пищевой промышленности осуществляли экспортные операции, то к весне 2016 их число выросло до 900. Несмотря на то, что регион всегда был, слаб в сельскохозяйственном отношении, в этой сфере наблюдаются определенные успехи. Даже учитывая, что вывоз зерновых из республик на территорию Украины почему-то по-прежнему запрещен. Что же касается денежного измерения экспорта, то, как сообщают представители той же ДНР, если в 2015 году весь объем экспорта не превысил $175 млн., то уже по итогам первого полугодия 2016 года он достиг $130 млн., то есть, при сохранении нынешний тенденции, по итогам года рост может составить 65-80%. При чем 86% этой торговли обеспечивают рынки России и стран СНГ. Впрочем, если вспомнить былые объемы экспорта прежних Донецкой и Луганской областей ($17 млрд. в 2013), обвал экономики региона видится колоссальный, даже если не учитывать, что предприятия Ахметова продолжают работать на украинский экспорт.

И все же, факты таковы, что многие экспортные нововведения “боевиков”, сегодня вполне бы могли пригодиться украинскому малому и среднему бизнесу для того, чтобы попытаться стабилизировать падающую внешнюю торговлю Украины и быстрее освоить европейские рынки.

Инфографика

1

2

3

4

5

6

Источник