Загадочная история произошла вечером 31 августа. Китайский телеканал CCTV в своем русскоязычном аккаунте на Facebook сообщил «со ссылкой на информационный сайт провинции Сычуань», что компания China airspace и украинское госпредприятие «Антонов» подписали договор о сотрудничестве. Согласно этому договору к Китаю переходит право собственности на самолет Ан-225 «Мрiя», а также все его чертежи и спецификации. И уже в 2019 году Китайская народная республика планирует выпустить первый Ан-225 собственной сборки.

 

Сообщение стало настоящей сенсацией. Еще бы — Ан-225 это, пожалуй, последний символ былого технологического могущества Украинской республики. Существующий в единственном экземпляре самый большой самолет в мире, последний действующий элемент уникальной космической системы «Энергия-Буран», наглядная демонстрация того, что Украина — это не одна из самых бедных стран мира, поскольку у одной из самых бедных стран мира не может быть таких самолетов. И как на упаковках с тремя кусочками сахара, которые в убогих советских поездах с плацкартными вагонами выдавали к стакану чая, всегда был изображен единственный в СССР скоростной поезд ЭР-200, так и «Мрiя» была изображена на всех картинках, описывающих современную Украину.

И совершенно неважно, что Ан-225 создавался под одну конкретную узкоспециализированную задачу — перевозку космического корабля «Буран» (который он, кстати, перевез всего один раз в истории на Парижский авиасалон). И что другие задачи, для которых может понадобиться такой огромный самолет, на всей планете возникают хорошо, если один-два раза за год. Со всем остальным отлично справляется серийный самолет Ан-124 «Руслан», которых существует достаточное количество, и модификацией (пусть и довольно серьезной) которого и является «Мрiя». Да пусть бы он просто стоял где-нибудь и символизировал мощь. И летал бы на авиасалоны, чтобы все видели — Украина-то ого-го. И продолжал бы устанавливать мировые рекорды, потому что никаких других самолетов, которые могли бы составить ему конкуренцию, нет. А тут вдруг — продать…

Однако не успел скандал разгореться, как само предприятие «Антонов» выступило с разъяснениями. Оказывается, написано в пресс-релизе «Антонова», речь идет о финансировании Китаем достройки второго заложенного Ан-225, который еще со времен СССР находится в степени готовности около 70%. Действующая «Мрiя» никуда не продается, как не передаются Китаю и чертежи со спецификациями, а лишь выдается лицензия на производство Ан-225 на территории Поднебесной.

И тут, честно говоря, стало еще непонятнее. Да, еще в мае президент Порошенко, посещая «Антонов» в ходе празднования его 70-летия, выступил с инициативой найти партнеров для достройки второго Ан-225. И Китай выглядит вполне логичным партнером для такого проекта. Но вот что такое «лицензирование», как не передача всех чертежей? А самое главное — зачем Китаю серийно производить такой гигантский самолет (задачи для которого, повторюсь, еще поискать), тем более, что достроенный второй Ан-225, согласно тому же пресс-релизу Антонова, перейдет в собственность КНР?

Еще один непонятный момент: что именно лицензировать собирается Украина. Одно дело — производство корпуса самолета. И совсем другое — его двигатели. Запорожское предприятие «Мотор Сiч», производящее двигатели Д-18Т, сейчас и так загибается от того, что прекратились поставки вертолетных двигателей в Россию. Если Украина научит Китай делать такие двигатели (что вообще говоря задача не тривиальная), то это уничтожит завод и, вместе с ним, еще одну весомую часть украинской экономики как таковой. Если же Украина будет поставлять двигатели, которые Китай будет устанавливать на построенные «по лицензии» фюзеляжи — то тогда становится непонятно, а зачем это нужно Китаю. Ведь Украина с тем же успехом могла бы строить и корпуса на китайские деньги.

И вот сюрприз: буквально за пару дней до подписания договора между China airspace и «Антоновым» в Китае была учреждена Китайская корпорация авиационного двигателестроения (Aero Engine Corporation of China). И председатель КНР по этому поводу призвал, цитирую по агентству Синьхуа: «к ускорению независимого исследования, развития и производства авиадвигателей и газовых турбин, чтобы повысить мощь авиационной промышленности Китая».

А поскольку таких совпадений просто так не случается, то, скорее всего, мы имеем дело именно с первым вариантом из изложенных выше. То есть, Украина под видом договора о достройке второго Ан-225 собирается продать Китаю (если не продала уже) производство авиационных двигателей предприятия «Мотор Сiч».

И это уже не продажа одного, пусть даже и уникального самолета. Это означает продажу последних остатков национальных технологий. И окончательное превращение Украины в страну тридцать третьего мира. В территорию, расположенную на месте, где когда-то могли построить самый большой самолет в мире.

Украинские власти можно понять — им надо где-то брать деньги. Сумма контракта с китайцами не разглашается, но одна достройка существующего второго задела Ан-225 встанет под 100 миллионов долларов. А это для Украины весомая сумма. Национальная гордость это, конечно, важно, но если не накормить гордую нацию, она может и на вилы поднять.

Для России в произошедшем тоже ничего хорошего нет. Украина продает Китаю не свои, а советские технологии, от продажи которых, безусловно, пострадаем и мы. Вполне может быть, что в этой сделке есть и элемент мелкой мести нашей стране, но даже если и нет, и она вызвана чисто экономическими причинами — нам от этого будет не легче.

Китай же и понимать не надо — он со свойственной ему хитростью последовательно, неторопливо, но неумолимо идет к своей мечте. И теперь у него есть еще один кусочек этой мечты — купленные у Украины советские технологии, замаскированные под недостроенный самолет, который так и называется — «Мрiя», то есть — мечта.

Максим Кононенко