«Вестям» стало известно, что патриархат просит Минкульт передать Андреевскую церковь и разрешить единоличные службы в святой Софии

Андреевскую церковь закрыли на ремонт в конце 2015 года

УПЦ КП усилила давление: по нашим данным, они обратились к Минкульту с пожеланием передать им для богослужений знаковые храмы — Андреевскую церковь и Софию Киевскую. Одновременно УПЦ КП показывает недружественное поведение в отношении УАПЦ. Источники подтверждают: давление может свидетельствовать о грядущем поглощении.

Претендуют на Софию

В распоряжении «Вестей» оказалась внутренняя переписка УПЦ КП. Это письма  Филарета Минкульту, из которых следует: церковь активно добивается права единолично вести богослужения в Софии Киевской (точнее, стремится не допустить разрешения поочередных служб с УПЦ МП и УГКЦ), а также желает получить в распоряжение Андреевскую церковь.

«В течение 20 лет КП использует помещение стилобата, за счет КП был проведен ремонт… Нам известно, что пользователь (сейчас Андреевская церковь — кафедральный собор УАПЦ. — Авт.) небрежно относился к храму, провоцируя конфликты с музеем, — говорится в письмах Филарета. — Логично, чтобы были учтены пожелания УПЦ КП и заключен договор».

В Минкульте факт претензий УПЦ КП не подтверждают. По словам директора департамента по делам религии Андрея Юраша, реставрационные работы в Андреевской церкви будут идти еще долго. «Наплыв посетителей во время богослужений несет ей опасность, и решать вопрос можно только после окончания работ. А ремонт идет за счет государства, а не отдельной церкви», — сказал он «Вестям». А вот в УАПЦ притязания на Андреевскую церковь подтвердили. «Они думают о способе отобрать храм. Их действия незаконны — вопрос богослужений урегулирован в 2001 году Кабмином, — сказал нам епископ УАПЦ Виктор Бедь. — В конце 2015 года там начали ремонт, и доступ владыке Макарию в церковь перекрыт. Работы неоправданно затянули».

Толкаются локтями

Еще одно письмо Филарета касается просьбы Главы УГКЦ Святослава Шевчука о совместных с УПЦ КП служениях в храме князя Ярослава Мудрого, Малой (Теплой) Софии (трапезная св. Софии).

«Храм никогда не принадлежал юрисдикции УГКЦ… Поднятие вопроса неминуемо приведет к аналогичным вопросам о поочередным служениям УПЦ КП и УГКЦ в храмах УГКЦ, например, Соборе Святого Юра во Львове», — отмечает Филарет. И, хоть представитель греко-католиков Игорь Яцив не смог подтвердить факт беседы тет-а-тет Шевчука с Филаретом (последняя встреча прошла на Всемирном конгрессе украинцев 25 августа), УГКЦ поддерживает сохранение статус-кво для Софии.

«Вариант разрешения ситуации — чтобы храм остался в нынешнем статусе», — сказал он «Вестям». Похожий подход демонстрирует и УПЦ МП, также желающая проводить служения в Софии. «Многие процессы, включающие передачу культовых сооружений конфессиям, у нас политизированы. Церкви оказались в заложниках у политиков, которые лоббируют интересы той или иной конфессии». Интересно, что «Вестям» назвали и имя политика, продвигающего интересы Киевского патриархата. Епископ Бедь усмотрел недобросовестные поступки со стороны вице-премьера Вячеслава Кириленко (он член Высшего церковного совета УПЦ КП). Впрочем, комментарий Кириленко по этому поводу нам получить не удалось.

Ответ самого КП двусмысленный. «В Софии должна служить поместная церковь — на равных три конфессии: киевская, автокефальная и греко-католическая, — сказал нам один из священников УПЦ КП Павел Добрянский (попутно исключив из перечня УПЦ МП). — Что касается Андреевской церкви, причина отсутствия богослужений там — давление на УАПЦ, которую нужно лишить автокефалия и передать КП. Сохранять ее нужно через объединение».

«Выгодная обстановка»

Собеседники в церковной среде анонимно признали: с ролью партнера УАПЦ у Киевского патриархата покончено. «Взят курс на шантаж и жесткое давление, цель — выкрутить им руки, чтобы перестали сопротивляться поглощению. Поэтому их и выставляют «маргиналами», — сказал наш источник. «По моей информации, представителям УПЦ КП на самом высоком уровне запретили иметь что-либо общее с УАПЦ. После Майдана часть УПЦ КП заболела гордыней — у них появились высокие амбиции», — подтвердил епископ УАПЦ Виктор Бедь.

Изменение характера КП подтверждает и политолог Руслан Бортник. «Они максимально вовлечены в политические процессы, реагируют и пытаются влиять на государственные процессы. Для них сложилась выгодная обстановка, поскольку к ним ходят руководители государства. Они спешат использовать ситуацию в своих целях и пытаются максимально усилиться и использовать шанс стать единственной государственной церковью. В итоге страдают верующие», — говорит он.

Анастасия Рябоконь, Тарас Козуб, «Вести», Украина