Закрытие сирийско-турецкой границы — военная и дипломатическая победа России

 

В ночь на пятницу стало известно, что Москва обратилась к Турции с требованием перекрыть сирийско-турецкую границу. Этот вопрос стоял одним из первых в повестке заседания совместной российско-турецкой комиссии с участием представителей дипломатических и оборонных ведомств и спецслужб, которое состоялось 11 августа в Москве. Российская сторона готова предоставлять Турции спутниковые снимки мест, через которые проходит трафик оружия и террористов.

Заседанию предшествовала долгожданная встреча президента РФ Владимира Путина и президента Турции Реджепа Эрдогана, где, в числе прочего, обсуждался и сирийский кризис. Ранее президенты поручили возобновить работу трехстороннего механизма по обсуждению вопросов, касающихся Сирии, с участием представителей ВС и МИД.

В силу сложившихся обстоятельств — уверенного курса на нормализацию российско-турецких отношений и очевидного прогиба Анкары  — ответ на требование Москвы с большой долей вероятности будет положительным. Этот шаг станет плюсом к международному имиджу РФ и подчеркнет ее важную роль в сирийском урегулировании, а также приблизит победу над терроризмом на Ближнем Востоке. В то же время на решение миграционного кризиса, от которого страдает Европа, закрытие границы уже повлиять никак не сможет.

В отношениях РФ и Турции действительно открылась новая страница, существенно меняющая баланс сил в регионе.

Сильная позиция

Речь идет именно о требовании, а не о просьбе о перекрытии сирийско-турецкой границы. Тем самым подчеркивается сильная позиция Москвы в переговорах с Анкарой, а «султан» Эрдоган продемонстрирует готовность уступить часть суверенитета во благо общих интересов.

Вопрос о перекрытии границы напрямую связан с обеспечением российской национальной безопасности. Общеизвестно, что территория Турция используется для проникновения боевиков, едущих воевать на стороне террористов, в Сирию. И именно против них проводят операцию российские ВКС. Среди них есть и радикализировавшиеся граждане РФ.

Следующий момент: после инцидента со сбитым турецкими ВВС российским Су-24 и последующего ухудшения отношений РФ и Турции наружу выплыли многочисленные свидетельства поддержки Анкарой боевиков ДАИШ (ИГ, запрещена в РФ), незаконный трафик оружия, антиквариата, а также торговля нефтью в промышленных масштабах с радикальными исламистами. Сегодня российские СМИ практически не пишут об этом, но требование перекрыть границу означает, что, несмотря на резкое потепление в отношениях, Москва не станет закрывать глаза на эти факты.

Решение о перекрытии границы может стать и первым шагом совместных усилий союза Турции, Ирана и РФ по возвращению мира и стабильности в регион.

Наконец, в заявлениях по итогам заседания российско-турецкой комиссии не оговорен момент о пропуске беженцев из Сирии, которые до сих пор фактически беспрепятственно пересекали границу с Турцией. Впрочем, ее закрытие вряд ли повлияет на миграционный кризис в Европе. Число сирийских беженцев, переместившихся в Турцию и далее в другие страны, уже превысило 4,5 млн человек. Проще говоря, все, кто мог и хотел, уже покинули Сирию, и граница используется лишь террористами.

Хорошая новость

Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров неоднократно заявлял о необходимости перекрытия сирийско-турецкой границы, однако называл такой шаг маловероятным. Сегодня для этого сложились необходимые условия. В беседе с «Русской планетой» востоковед назвал возможное решение «хорошей новостью».

«Речь идет о двух переходах на сирийско-турецкой границе — городах Аазаз и Джелабрус. Через них, в особенности через Аазаз, который находится примерно в 45 км от сирийского Алеппо, с территории Турции идет трафик боевиков и вооружения. Есть еще третий переход — Манбидж, но его фактически взяли и перекрыли со стороны Сирии бойцы курдских отрядов», — пояснил Багдасаров.

По его словам, перекрытие границы означает вывод отдельных турецких подразделений с территории Сирии, в том числе и участвующих в боевых действиях. Турецкая армия успела продвинуться на несколько сотен метров на северо-запад Сирии, а теперь должна вернуться на исходные позиции согласно положению о государственной границе. Также закрытие границы означает, что ни одна машина с военной помощью не сможет ее пересечь, однако возможны варианты попыток проникновения под видом перемещения гуманитарных грузов. Поэтому для контроля и наблюдения за трафиком в Аазазе и Джелабрусе должны появиться блокпосты с нашей и с турецкой стороны соответственно.

«Если Турция выполнит данное требование России, это важнее возобновления строительства «Турецкого потока» и всего прочего. Таким образом Анкара продемонстрирует отказ от своего сирийского проекта, в основе которого лежало свержение президента Башара Асада и восстановление правительства «Братьев-мусульман» с опорой на правящую в Турции Партию справедливости и развития. Основная помощь так называемой сирийской оппозиции идет через сирийско-турецкую границу, в гораздо меньшей степени — через иорданскую. Это будет очень позитивное решение, приближающее исход сирийской войны, безусловная победа российских военных и дипломатов», — заключил Багдасаров.

Следует добавить, что закрытием сирийско-турецкой границы в первую очередь будут крайне недовольны в Вашингтоне, так как возможности для переброски сил и средств для ведения войны против Асада уже не будет. Таким образом, отношения США — Турция и НАТО — Турция будут серьезно испорчены на длительное время, если не окончательно, что, в свою очередь, является положительным фактором для России. В пользу суждений о выходе Турции из НАТО появится еще один веский довод.

Дарья Андреева