Время от времени бываю на моей малой родине – в Конотопе, что на северо-востоке Украины. Тянет здешний человеческий колорит, изумительная природа, осенью краше, чем на картинах Левитана, а сейчас с травой в рост человека на заливных лугах вдоль русской реки Сейм и чернично-грибными россыпями в смешанных лесах и вовсе бесценной красоты и достоинства.

* * *

К сожалению, жизнь здесь все более далека от истинно человеческих ценностей. Июль в Конотопе проходит в милитаристском угаре. Сначала шумно отпраздновали очередную годовщину т. н. Конотопской битвы 1659 года. В современной Украине один из эпизодов русско-польской войны и приведения в чувство зарвавшейся местной старшины преподносится как славная победа украинского оружия. Хотя если уж говорить о «победе», то надо сказать, что российская конница попала в засаду, устроенную крымскими татарами. То есть казаки, поляки, немцы и литовцы, входившие в «еврокоалицию» гетмана-изменника Выговского, оказались статистами. Кроме того, часть казаков сохранила верность России. А войска князя Трубецкого отошли к Путивлю. Кстати, из 65 тыс. «коалиционеров» казаков насчитывалось только 21 тыс. человек, или 32,3% всего «великого украинского войска».

Спустя два месяца Выговский был свергнут своими же и бежал в Польшу. Его преемник Юрий Хмельницкий в том же 1659 году подписал новый договор с Москвой, ограничивший власть гетманов, но сохранивший автономию украинских земель. Выговский в 1664 году поляками был обвинен в очередной измене и расстрелян. Вот такая история «великой победы украинского войска», то есть частичного успеха крымских татар.

Однако местных фальсификаторов историческая правда давно уже не смущает. В краеведческом музее Конотопа прошел круглый стол на тему «Конотопская битва 1659 года». Киевский историк с характерной фамилией Виктор Брехуненко представил коллективную фальсификацию «Братское нашествие. Война России против Украины в XII – XXI столетиях». Оказывается, уже в XII веке хищная Московия точила зуб на нэзалэжну, а в XV веке состоялись целых четыре российско-украинских войны. Причем гибридных! Впрочем, нэнька достойно отвечала: в 20 крупных походах в 1515 – 1634 годах, не говоря уже о сотнях мелких вылазок «за зипунами», героические казаки показали московитам, где раки зимуют.

Показали бы и сейчас, но очередная «злочинна влада» препятствует «добробатам» совершить марш-бросок на Москву и провести парад победы под черно-красными знаменами ОУН – УПА на Красной площади. Поэтому, пред тем как «наклонить» Россию, надо утвердить «чесну владу» в Киеве. Новое поколение борцов с москалями не намерено повторять ошибку фюрера, «забывшего» о Великобритании и получившего войну на два фронта. Такая незатейливая логика конотопских продолжателей дела Бандеры. Она смутила даже исторического проходимца Брехуненко.

Затем состоялся патриотический фестиваль. Архаичное завывание кобзарей и бренчанье лирников органично сменилось народными гуляньями и показом «современной боевой техники» и стрелкового оружия советских времен. С техникой-то как раз и случился прокол. В понедельник, 11 июля, после трехдневного праздничного загула коммунальщики города целый день наводили порядок. В частности, пришлось восстанавливать клумбу в центре города, напротив городской мэрии. Оказывается, днем раньше здесь, как пишет одно из местных изданий, «вверх ногами перевернулся зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) 9К35 «Стрела-10″». Он-то и уничтожил клумбу. Можно только представить состояние экипажа ЗРК после праздника, если умудрились перевернуть комплекс на ровном месте. Хорошо, что ракет не было, а то мог бы произойти «случайный» расстрел мэрии, в которой заседает видный «свободовец» и «герой АТО» Артем Семенихин.

По случаю годовщины всемирно-исторического события, коим конотопские власти считают «битву», на месте снесенного памятника братьям Радченко, участникам I съезда РСДРП, открыли бюст полковнику Гуляницкому, начальнику гарнизона Конотопской крепости в 1659 году. И здесь на старуху снова случилась проруха. Оказалось, что установили бюст не Гуляницкого, а Выговского. Как могло такое случиться?

Бюст Выговского был изготовлен еще при Ющенко. Ожидалось, что он будет установлен по приезде президента в Конотоп. Но установили бюст другого варианта, а этот оставили на потом, к случаю. И вот теперь установили, но уже под именем Гуляницкого. Между тем в Конотопе есть школа, на территории которой раньше был установлен бюст Гуляницкого с обликом, согласованным с историками и краеведами. Впрочем, сравните сами обе фотографии. Как говорится, отличия заметны даже невооруженным глазом. С другой стороны, можно вспомнить, как в Запорожье местные декоммунизаторы снесли бюст Шевченко, перепутав его с бюстом Ленина. А прочитать, что на постаменте написано, видно, не сумели. Впрочем, какая разница, что и кому в Конотопе установлено, – оба изменниками Отечеству были.

Незадолго до годовщины «битвы» в Конотопе случилась беда. В результате сильных ливней 20 июня вышла из строя главная канализационная насосная станция (КНС) города. В тот день все КНС были обесточены и залиты водой. В других КНС более или менее сработали задвижки, и они выдержали удар стихии. Однако аварийную КНС №1 работники водоканала спасти не смогли. Обычным ремонтом уже не обойтись. Но денег на серьезную реконструкцию станции в городском бюджете нет. А вот на празднование «битвы» нашлись. Горожане этому удивляются и тревожатся. Угроза массовых инфекционных заболеваний возрастает, но помешанная на милитаристском угаре власть и в ус не дует.

После празднования «битвы», чтобы поддержать у местного населения высокие патриотические чувства, в Конотопе провели военные учения. Известный «враг» поздней ночью совершил дерзкое нападение и захватил местный военный аэродром, чтобы создать плацдарм для доставки транспортной авиацией живой силы и боевой техники в целях прорыва к Киеву. Однако вскоре по тревоге в воздух поднимаются вертолеты с десантниками-львовянами 80-й отдельной бригады ВДВ Украины. Лучшие представители галицийской народности высаживаются на захваченном аэродроме и быстро уничтожают опешившего «врага». Хотя уже наступило утро, жители Конотопа могут спать спокойно: если что, львовяне всегда готовы защитить их от коварного внешнего «врага».

* * *

В недавнем прошлом Конотоп был крупным индустриальным центром. Завод «Красный металлист», например, насчитывал около 10 тыс. ИТР и рабочих, являясь одним из ведущих предприятий СССР в области разработки и производства оборудования для угольной, химической, нефтяной и газовой промышленности. Здесь впервые была создана автоматическая система газовой защиты для шахт. Продукция предприятия поставлялась в десятки стран мира. На базе завода действовали НИИ «Автоматуглерудпром» и филиал Харьковского политехнического института.

К числу крупных предприятий относились вагоноремонтный завод, арматурный завод (трубная арматура высокого давления), «Мотордеталь» (гильзы и втулки для двигателей, включая судовые), швейная фабрика. Существовали предприятия довольно развитых строительной и пищевой отраслей. Население города одно время превышало 100 тыс. человек.

Теперь все это в прошлом. Основанная на частном и нередко неквалифицированном интересе приватизация привела к резкому сокращению объемов производства, перепрофилированию производств в сторону упрощения технологий и изделий. Например, вагоноремонтный завод выполняет ныне «средний» ремонт дизель-поездов. Но, как говорят в Конотопе, гораздо больше прибыли его владельцу, некоему турку, приносит производство древесного угля. Вот и дымит день и ночь «предприятие», а площадь лесов под городом быстро сокращается.

Численность рабочих и служащих сократилась в разы. Многие тысячи людей стали люмпенами. Их ряды ежегодно пополняют выпускники школ, не имеющие первого рабочего места. Те, кто еще работает, полностью зависят от произвола владельца и конъюнктуры, а она на Украине после госпереворота только ухудшается. Что такое профсоюзы – об этом молодое поколение знает только из рассказов отцов и дедов.

Поэтому не стоит удивляться, что к власти в городе, который до сих пор остается в основном русскоязычным, пришла «Свобода», которая в сознании многих до сих пор ассоциируется с националистической Галицией. Не стоит удивляться, ибо люмпен – он и в Африке люмпеном остается, не только в Конотопе. Человек без корней и без возможности заработать на жизнь себе и семье легко подвержен зажигательным речам и популистским обещаниям. Так и случилось, что в душах немалого числа людей поселились «Свобода», БЮТ, радикалы Ляшко.

Трудно представить, но поначалу город на северо-востоке Украины с энтузиазмом воспринял государственный переворот, Турчинова и Яценюка с Порошенко. Многие поверили даже в то, что Россия захватила Донбасс. И все же здоровый червь сомнения точит слепую веру, ибо долго полагаться только на благие слова человеку несвойственно, когда дел, их подтверждающих, не следует, зато жизнь продолжает ухудшаться.

Особенно заметно меняется отношение к войне. Дураков умирать за режим Порошенко практически не осталось. Гаснет волонтерское движение. «Сухих борщей», как раньше, уже не готовят. Ограничиваются игрушками б/у и дешевыми конфетами для детских домов на подконтрольной Киеву территории. В супермаркетах убрали емкости с табличками «Помощь бойцам АТО» — никто ничего туда уже не кладет.

* * *

Многие, кто в подходящем возрасте и с рабочей профессией, давно уже в России. До государственного переворота в Конотопе автомобилей с российскими номерами можно было увидеть едва ли не больше, чем с украинскими обозначениями. Теперь их нет. Люди, работающие в России и спасающиеся там от мобилизации и местной «демократии», предпочитают «не светиться». Один раз в 90 дней приезжают на сутки-вторые, но поездом или электричкой. Благо граница рядом.

В доверительных разговорах дело иное – следуют рассказы, кто и где в России устроился, какие заработки, что думают делать дальше. В большинстве случаев никто домой не собирается. Рассуждают следующим образом: при Януковиче жить можно было, а главное — войны не было. Теперь все наоборот. Поэтому лучше держаться от Украины подальше. Вот когда власть в Киеве переменится, тогда подумаем. Кто и в какую сторону менять ее будет, — это конотопских «русских» не касается.

Едут в Россию и без профессии. Дочь моего знакомого имеет за плечами только среднюю школу. Работает на спортивной базе в Калининской области. Получает 25 – 30 тыс. рублей. Питание – за счет базы. Всем довольна. Местные подруги завидуют: в Конотопе таких денег при всем желании не заработаешь. Да еще кормят!

Жизнь в городах, лишившихся предприятий-кормильцев, вертится вокруг рынков. В Конотопе их много – целых восемь штук. Заезжаю на самый крупный, бывший «Колхозный», что в старом центре города. Молодой русскоязычный парень, лет 25, торгует фруктами и овощами. На боковой стенке его «палатки» висит небольшой плакат с надписью от руки: «Так будет не всегда!» Некоторые покупатели спрашивают: что означает эта надпись? Парень отвечает вопросом на вопрос: а вы как думаете?

Напротив рынка стоит здание бывшего универмага послевоенной постройки. Теперь в нем десятки магазинов и магазинчиков, о чем говорит реклама товаров при входах. В рекламных текстах сплошное двуязычие. До «декоммунизации» рекламы в области местные власти еще не добрались, а торговцам и покупателям так удобнее. Здесь всегда говорили и мыслили на двух языках, подарив миру непревзойденный суржик, вряд ли уступающий своим богатством и выразительностью языку одесского Привоза. Наверное, языковая эклектика – это здорово. Хуже с эклектикой в душах. Хорошо, что она начинает проходить.

Виталий ШИЛЕНКО