В день Конституции на Украине арестовали Аллу Александровскую, почетного гражданина Харькова

 

28 июня сотрудники СБУ нагрянули с обыском в квартиру лидера коммунистов Харьковской области. Подъезд в доме был блокирован. Когда Алексей Перепелица, экс-депутат горсовета и соратник Аллы Александровской по общественному совету «Слобожанщина», попытался войти туда, ему заломили руки…

 

К вечеру выяснилось, что экс-депутат Верховной Рады нескольких созывов (от Компартии Украины) Алла Александровская находится в областном управлении СБУ и задержана на трое суток. Ей инкриминируются «посягательство на территориальную целостность Украины» (ст. 110 УК) и «дача взятки должностному лицу» (ст. 369 УК).

 

Начиная с февраля 2014 года, мне не раз приходилось брать у Аллы Александровны интервью и комментарии для «Свободной прессы», писать об акциях с ее участием. Всякий раз она была подчеркнуто законопослушна — и в действиях, и в словах.

 

Носители «европейских ценностей» не раз доказывали Александровской свою «правоту» — хамской силой. Митинги ее единомышленников разгоняли, их участников избивали. Александровскую обливали зеленкой. Ее участие в проекте общественного совета «Слобожанина» по предоставлению Харьковской области статуса особого региона развития вызвало пещерную злобу у идеологических оппонентов. Круглые столы и экспертные дискуссии на эту тему не раз заканчивались погромами. Александровскую поспешили обвинить в «сепаратизме», хотя проекты общественного совета «Слобожанщины» были исключительно экономическими и социальными: речь велась о вариантах бюджетной децентрализации, о возможностях сохранения регионального потенциала… Между тем возможное политическое преследование навязчиво анонсировалось. И вот — состоялось. 67-летнюю женщину, «угрожающую» территориальной целостности, поместили в изолятор временного содержания СБУ.

 

Адвокат Александр Шадрин сообщил «Свободной прессе»:

 

— Со времени обыска Алла Александровская не могла покинуть помещение. Фактически ее сразу же и задержали. Уже вручили ей ходатайство об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей без права залога. Алла Александровская считает обвинение необоснованным. Не было определения суда о задержании. Она считает, что задержана без правовых оснований, предусмотренных статьей 208 УПК.

 

 — Какие это основания?

 

— Без решения следственного судьи задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы, можно в двух случаях. Если это лицо застигнуто при совершении преступления или покушения на его совершение. Если непосредственно после совершения преступления очевидец, в том числе потерпевший, или совокупность очевидных признаков указывают на то, что деяние совершено именно этим лицом. Эти требования выдержаны не были, правовые основания нарушены. Поэтому она считает свое задержание произволом.

 

 — О ее «посягательствах» на территориальную целостность заявляли, без каких-либо оснований, и раньше. Но статья о взятке вырисовалась неожиданно.

 

— Это уже новое творчество правоохранительных органов. Там, конечно, притянуто за уши. Какая-либо логика в этих подозрениях просто отсутствует.

 

Вчерашнее событие прокомментировали «Свободной прессе» журналисты, общественные деятели, эксперты.

 

Журналист Константин Кеворкян говорит:

 

— Алла Александровна — один из наиболее опытных, уважаемых и известных харьковских политиков, много лет была депутатом Верховного Совета Украины. Можно сказать, что она является человеком, известным каждому харьковчанину. В знак ее заслуг перед Харьковом, городская громада наградила ее званием «Почетный гражданин города». Действуя строго в рамках действующего законодательства, она отстаивала экономические интересы своего родного города. И, видимо, ее личная популярность не давали покоя путчистам, захватившим власть в феврале 2014 года. Они долго собирались с духом и всё-таки решились на ее арест. Арест пожилого человека, «виноватого» лишь в том, что он находит в себе силы протестовать против произвола, защищать единомышленников и последовательно отстаивать свои идеи, есть очередное преступление киевского режима. Эта власть держится исключительно на штыках, тотальной пропаганде и бесконечном поиске «врагов нации». И именно этот преступный режим поддерживают западные страны, кичащиеся своей «демократией». Думаю, эту бессовестную поддержку неонацистской диктатуры в будущем надо им припомнить. То есть поставить вопрос о материальной компенсации за потери, своего рода, о репарациях — как для всей ограбленной по их воле стране, так и компенсаций конкретным, пострадавшим от преступных деяний прозападной диктатуры, людям.

 

Глава комсомола Волынской области Александр Кононович считает, что подобными политическими преследованиями режим пытается обезглавить неизбежные социальные протесты:

 

— Алла Александровна является примером для всех молодых коммунистов. Именно такие люди смертельно опасны для киевской власти, опирающейся не на народ Украины, который не принял февральского переворота, а на неонацистов из «Азова», на всех этих 14/88. Нет никакого сомнения, что арест связан с обострением социальной обстановки в стране. Власть Порошенко дает слабину. И для упреждения она арестовывает народных авторитетов, таких как Алла Александровская. Не исключено, что такая участь может ждать и нашего лидера Петра Симоненко, и нас, комсомольцев. Надо бороться сообща. Надо аккумулировать все силы для освобождения истинного народного патриота, коммуниста Аллы Александровской. У них нет доказательств по 110 статье, поэтому шьют «липу» со взяткой. Это абсурд. Они хотят во главу угла поставить меркантильность. В случае с Аллой Александровной это — абсолютная ложь! Этот арест производился исключительно по политическим мотивам.

 

Харьковский политолог, директор Восточно-украинского центра стратегических инициатив Роман Травин подчеркивает некоторое сходство «дела Александровской» с процессами над известными представителями оппозиционной харьковской интеллигенции:

 

— Я хорошо знаком с Аллой Александровной лично. И знаю, что она всегда занимала принципиальную позицию: необходимо всю политическую борьбу вести в правом поле. За это, кстати, ее не раз критиковали радикально настроенные оппоненты нынешней киевской власти. Поэтому, уверен, СБУ и прокуратуре будет крайне сложно найти хоть какие-то реальные факты, на которых можно построить дело. Но, как показывает практика, юридически абсурдные дела против политических оппонентов возбуждаются не первый раз. СБУ действует по обкатанной схеме: кроме обвинений в сепаратизме предъявляют и дополнительную статью. Так, у преподавателя вуза Алексея Самойлова в свое время «нашли» тротил, а Юрия Апухтина, пожилого человека, обвиняли в «нападении на милицейский автобус»… Аллу Александровскую обвиняют в попытке дачи взятки должностному лицу. Причем, насколько мне известно, как обычно в политических делах, никаких реальных улик нет. Эта часть обвинения базируется исключительно на показаниях третьих лиц, получить которые, используя давление, несложно.

 

 — Почему же не брезгуют такой топорной работой при выполнении политического заказа?

 

— Совершенно очевидно, что подоплека этих действий — стремление нейтрализовать влиятельного оппозиционного политика, который пользуется авторитетом среди харьковчан. Напомню, что Алла Александровская на выборах мэра Харькова в 2010 году хоть и не победила, но получила около 20% голосов харьковчан, а сегодня она является по факту единственным политиком и общественным деятелем-тяжеловесом в Харькове, который пытается публично отстаивать точку зрения, альтернативную официальной, но которую разделяет огромное количество жителей Юго-Востока. Резонанс в СМИ и соцсетях, вызванный ее задержанием, в очередной раз это подтверждает.

 

Александр Александровский, один из лидеров харьковского Антимайдана, сын Аллы Александровны, отмечает, что этот арест укладывается в картину общих украинских тенденций:

 

— Сейчас четко прослеживается эскалация напряженности на Украине. (Взять хотя бы заявления президента Порошенко о том, что никакого особого статуса у Донбасса не будет. То есть поправки в Конституцию не примут.) Задержание Аллы Александровны — один из элементов этой эскалации. Я думаю, что ноги растут из Киева. Сейчас при любом обострении в Донбассе — режиму важно не допустить каких-либо социальных протестов в Харьковской области, грубо говоря, «прифронтовой». Ведь люди уже в отчаянии и от очередного повышения тарифов, и от цен на продукты питания, и от недоступности медицинских услуг… Социальная реакция может быть бурной. Поэтому решено зачистить протестное поле здесь, «купировать» вероятных лидеров.

 

Алла Александровна много сделала в общественном совете «Слобожанщина». Нацики постоянно срывали эти акции. Даже в Киеве в конце мая был марш, на который она вышла. И люди даже там узнают ее, говорят ей о своей поддержке, приходят на наши митинги. Алла Александровна — человек, за которым могут пойти, учитывая экономическую и социальную ситуацию. Проанализировав всю протестную среду, она могла бы могла грамотно сформулировать требования людей, их претензии к власти, найти и предложить какое-то компромиссное решение (пример — тот же статус региона развития для Слобожанщины), которое бы устраивало большинство земляков.

 

— Есть какие-то сведения или догадки о подоплеке этого ареста? Откуда всплыла взятка?

 

— Она — очень грамотный, юридически подкованный и порядочный человек. Для нее всегда важно было соблюсти законность. Я уверен, что в доме длительное время стояла прослушивающая аппаратура. Могу сказать, что в последнее время пропали несколько человек, состоявшие в общественном совете «Слобожанщина». Я знаю, что очень сильно прессовали и их, и их родителей. Бабушку одного из этих ребят довели до того, что ей «скорую» вызывали. И вот тут ребята пропали. Я думаю, что их до окончательного разбирательства спрятали…

 

Собственно, откуда появилась статья о взятке… Трудно представить Аллу Александровну, дающую кому-то взятку. Был такой элемент провокации. На днях человек специально зашел к ней домой, выполняя указания сотрудников СБУ. И произнес комбинацию слов, которую должна была зафиксировать прослушивающая аппаратура. Алла Александровна тогда не поняла этого маневра. И вот на основании этих слов они пытаются пришить соответствующую статью. То есть человек произносит что-то из серии: «Я кое-что решил…». Пришел в квартиру. Объявил. Развернулся и ушел, вызвав недоумение. И они это дело подвели под прослушку.

 

— Что вы с адвокатами намерены предпринять в первую очередь?

 

— Алле Александровне 67 лет. У нее проблемы с сердцем, с сосудами. Она ожидала возвращения лечащего врача из отпуска — и должна была лечь в больницу. Чтоб не было тромбофлебита, ей нужно принимать специальные препараты. Сейчас буду просить адвокатов ходатайствовать об обследовании у врача, о разрешении принимать лекарства.

 

Андрей Дмитриев, «Свободная пресса»