Заседания так называемого «Святого и Великого Собора», а точнее, Критского межправославного совещания начались в понедельник, 20 июня 2016 года. Открывая первое из них, председательствующий патриарх Варфоломей подчеркнул особую заинтересованность в проводимом мероприятии не только православных христиан, но и представителей всех других религиозных учений и международных организаций, таких как Всемирный Совет Церквей, представители которых присутствуют в зале заседаний: «С сегодняшнего дня взоры не только православных, но и многих других христиан и нехристиан и международных организаций находятся здесь, на Крите, и будут следить за нашими трудами. Я бы сказал, с особым интересом».

После такого вступления председательствующий выразил великую признательность своему духовному другу-сомолитвеннику – Римскому понтифику Франциску за молитвы об успешном проведении Собора: «Его Святейшество папа Римский вчера, во время своей обычной ежевоскресной полуденной молитвы, помолился об успехе наших трудов на Соборе… И мы выражаем горячую благодарность ему за это».

(Об этом сообщило и радио Ватикана: «Папа Франциск призвал верных молиться вместе с православными братьями об успешном проведении Всеправославного собора, который начался на Крите: “Сегодня, в Торжество Пятидесятницы по юлианскому календарю, которому следует Православная Церковь, с Божественной Литургии на Крите начался Всеправославный собор. Присоединимся к молитве наших православных братьев, призывая Святого Духа, дабы Он помог Своими дарами патриархам, архиепископам и епископам, собравшимся на соборе. Все вместе помолимся Пресвятой Богородице обо всех наших православных братьях”»).

Затем патриарх Варфоломей очень строго отозвался в адрес Поместных Церквей, отказавшихся от участия в Соборе. Он привел случаи из церковной истории, заявив: «Те, кто не приняли решения Соборов, самоизолировались и превратились в еретиков», и назвал «неприятным сюрпризом то, что в 12-й час, то есть в последний момент, они вдруг отозвали свои подписи (под общим соглашением)».

Он выразил надежду, что отсутствующие Церкви согласятся с решениями, которые будут приняты на Крите и подпишут их.

Выступивший затем архиепископ Кипрский Хризостом, прежде всего, отметил особую роль патриарха Варфоломея в организации Критского совещания: «… В мозаике приготовления и созыва Святого и Великого Собора каждая Церковь, каждый Предстоятель и каждый епископ занимают каждый свое место. Но в центре этой мозаики господствует огромная Личность Святейшего патриарха Варфоломея. Это великий Человек в великий исторический час! Мы благодарим Вас, ваше Святейшество!».

Затем архиепископ Хризостом посетовал на отсутствие представителей ряда Поместных Церквей и обрушился на тех, кто подверг справедливой критике проекты предсоборных документов и предложил внести в них поправки, чтобы данные документы не противоречили святоотеческому учению Святой Православной Церкви: «Группировки фундаменталистов, фанатики, среди которых есть и богословы, и епископы, и которые сегодня проявляют свою активность во всем православном мире, были еще одной серьезной причиной не только временной задержки созыва Собора, но и нависшей опасности отмены Святого и Великого Собора. Противодействие этих группировок любому сближению с другими, неправославными христианами косвенно влияло и на наши Поместные Соборы, на которых они предпринимали и предпринимают попытки вносить бесконечные поправки в текстах и в терминах документов, подготовленных предсоборными Совещаниями. Мы не имеем иллюзий: для этих группировок мы все находимся в ереси и в апостасии, то есть являемся отступниками…»

Неожиданное саморазоблачение прозвучало со стороны известного экумениста, верного сотрудника Ватикана и Фанара, организатора ряда межрелигиозных конференций с участием «христиан», мусульман и иудеев.

Вот такое незамысловатое начало было положено критскому совещанию, находящемуся под особым надзором спецслужб США и глобалистов – строителей «нового мирового порядка» антихриста.

С заявлением в поддержку Варфоломея выступил председатель Комиссии по иностранным делам Палаты представителей США Эдвард Ройс. Отметив, что Константинопольский патриарх является обладателем ряда престижных наград американских фондов и университетов, он заявил: «Патриарх известен своими усилиями и работой, которую он сделал для мира и примирения между всеми религиями, поощрении диалога между христианами, иудеями и мусульманами. После терактов 11 сентября 2001 года Патриарх провел встречу религиозных лидеров, в том числе имамов мусульман, где осуждено нападение как антирелигиозный акт».

По приглашению патриарха Варфоломея в заседаниях «Собора» принимают участие «инославные» наблюдатели. Со стороны Римско-католической церкви на Крит прибыли глава Папского Совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох, секретарь Совета епископ Абитины Брайан Фаррелл и другие епископы-латиняне.

Кроме католиков во «Всеправославном соборе» в качестве наблюдателей принимают участие представители так называемых «древневосточных» или «дохалкидонских церквей», которые придерживаются монофизитской ереси, осужденной святыми отцами IV Вселенского (Халкидонского) Собора в 451 году.

На Крит съехались делегации целого ряда еретических «конфессий»: Армянской Апостольской (ААЦ), Коптской, Эфиопской, Эритрейской, Сиро-Яковитской, Маланкарской, о чем сообщалось в пресс-релизе Киликийского католикосата. Как наблюдатель на экуменическом совещании представлена и Ассирийская «церковь Востока» (исповедающая несторианскую ересь).

От Армянской церкви на Крит прибыли представители обоих Католикосатов. От Первопрестольного Эчмиадзина (Армения) – председатель Отдела внешних церковных связей ААЦ, член Верховного духовного совета ААЦ, доктор богословия архиепископ Езник Петросян, а от Великого Дома Киликийского (Ливан) – архиепископ Комитас Оганян.

На фотографиях заседаний в Православной академии Крита все эти «гости» выделяются своими оригинальными одеяниями и колоритной внешностью. У человека, увидевшего такую картинку, в сознании невольно размывается понятие об истинной Церкви…

Прежде еретиков приглашали на Соборы не в качестве «наблюдателей», а в качестве ответчиков, для того, чтобы они принесли покаяние. Если же они продолжали упорствовать в своих заблуждениях, их отлучали от Церкви и изгоняли с заседаний Собора. Присутствие еретиков на межправославном совещании фактически узаконивает ересь и, несомненно, подрывает авторитет этого мероприятия.

Тем не менее, патриарх Варфоломей обратился к официальным наблюдателям от других «церквей», с радостью отметив: «Мы путешествовали вместе в богословском диалоге и экуменическом сотрудничестве в нашей готовности реагировать на теологические разделения прошлого и глобальные вызовы нашего времени». Остается вспомнить нелестные высказывания этого великого экумениста о святых отцах, которые, по его мнению, «были обольщены древним змием и передали нам в наследство раскол с несправедливо обиженной» римской церковью.

В составе некоторых делегаций присутствуют на критском совещании и женщины. Так, в число консультантов от Константинопольского Патриархата вошли игуменья Феоксения, настоятельница патриаршего ставропигиального монастыря в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Хании (Крит), и Элизабет Продрому, профессор университета Тафтса (США).

В состав делегации Албанской Православной Церкви включены монахиня Ракела Дервиши; Сонила Рембечи, входившая в состав президиума Центрального совета Конференции европейских церквей в 2009-2013 годах, и сотрудница пресс-службы Албанской Православной Церкви Орфеа Бечи.

20 июня 2016 года так называемым «Святым и Великим Собором» на Крите был принят первый документ: «Миссия Православной Церкви в современном мире». В первоначальный вариант были внесены несущественные поправки.

21-22 июня обсуждались вопросы о православной диаспоре, об автономии и способах её провозглашения, и о важности поста и его соблюдения сегодня.

Проблема православной церковной диаспоры, возникла в условиях массовой миграции ХХ века в страны, отдаленные от исторических мест проживания верующих людей. В этих регионах появились епископы и духовенство различных юрисдикций, возникла специфическая ситуация, вызванная сосуществованием в одном и том же городе православных епископов, которые принадлежат к различным Поместным Церквам.

Известно, что патриарх Варфоломей не желает, чтобы в диаспоре существовали какие-либо юрисдикции, кроме его собственной. Совершенно очевидно, что решать эти проблемы возможно только с непосредственным участием Русской и Антиохийской Православных Церквей, однако представители Константинопольского патриархата заявили, что соответствующий документ будет подписан 23 июня.

Наибольший интерес в православной среде вызывает документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Сегодня многие исследователи пытаются подробно анализировать его содержание. Пишут по этому поводу целые трактаты. Совершенно безполезное занятие. Достаточно констатировать только два момента:

1) погибельная ложь заложена в самом заголовке – вне мира Православного нет никакого другого христианского мира. Вспомним слова святителя Игнатия Брянчанинова: «Вы говорите: “еретики те же христиане”. Откуда Вы это взяли? Разве кто-нибудь, именующий себя христианином и ничего не знающий о Христе, по крайнему невежеству своему решится признать себя таким же христианином, как и еретики, а святую веру христианскую не отличит от чада клятвы – богохульныя ереси!»

2) вторая ложь, усиливающая первую, заложена в тексте этого отступнического документа: «Православная Церковь констатирует (в более правильном переводе с греческого – “признает”) существование в истории других, не находящихся в общении с ней христианских церквей и конфессий». Так попирается догмат о Церкви Божией, искажается истинное о Ней понятие. Еретическим сообществам, отпавшим от мистического Тела Христова, присваивается статус Церкви! «Всякая ересь содержит в себе хулу на Духа Святаго: она или хулит догмат Святаго Духа, или действие Святаго Духа, но хулит непременно Святаго Духа. Сущность всякой ереси – богохульство!» – пишет святитель Игнатий, «… а хула на Духа не простится… ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12, 32). Что еще нужно доказывать?..

В Замечаниях Каменец-Подольской епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата совершенно справедливо говорится: «Данный документ, вступает в полное противоречие с Евангелием и учением Господа нашего Иисуса Христа», а в своем Открытом письме к патриарху Варфоломею и всей христоименитой церковной полноте Святогорские отцы заявляют, что необходимо полностью отвергнуть этот документ, сняв его с рассмотрения. Они также потребовали осудить «всеересь люциферианского синкретического межхристианского и межрелигиозного экуменизма» и внесли еще ряд категорических требований.

На брифинге для прессы 22 июня журналисты поинтересовались, будут ли учтены предложения по изменению текстов, изложенные в письме Святогорских отцов патриарху Константинопольскому? Советник патриарха Варфоломея, архидиакон Иоанн Хрисавгис заявил: он надеется, что патриарх получил и принял во внимание предложения. В ближайшие дни все определится…

Следует отметить, что, несмотря на восторженные тирады некоторых представителей оргкомитета критского совещания о его «демократичности» и «согласии участников друг с другом», оно вызывает весьма мрачные чувства. Неслучайно Союз православной общественности Крита опубликовал открытое Обращение, в котором высказался о недопустимости участия в мероприятии «даже в качестве наблюдателей, еретиков Ватикана и нечестивых лжеиерархов».

Авторы справедливо называют его «экуменическим» и «подготовительным для установления всерелигии», в рамках которой произойдет слияние Православной Церкви с католиками, протестантами и прочими еретиками. Верующие провели пикет под лозунгами: «Патриарх Варфоломей – предатель, он проводит службу с папой Римским, с другими еретиками. Это запрещено. Собор – это предательство».

В интервью 31 мая 2016 года геронта Савва Лавриот, член Духовного Собора Великой Лавры преподобного Афанасия на Святой Горе Афон отмечал: «Целью этого “Собора” является то, чтобы уже сейчас включить нас в глобализационный проект Нью Эйдж (Новая Эра), в “новый мировой порядок” антихриста. Таким образом, вывод совершенно очевиден: нас ведут к “новому мировому порядку” и стараются нас привести к созданию единой всемирной религии, и этот “Собор” – первый шаг в этом направлении.

По их планам, сначала должны быть объединены все так называемые “христианские церкви”, должно произойти слияние Православия и всех ересей в одно целое, а затем последующее их слияние с ересью экуменизма и ложными идеями глобализации, то есть всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. Потому что именно через всеересь экуменизма, согласно пророческих слов преподобного Иустина Поповича, будет происходить это объединение, так, чтобы в последствии привести нас к объединению всех религий. Это их главная, отдаленная цель.

И именно по этой причине созывается этот “Собор”. Но мы не можем согласиться с ошибочным утверждением, что якобы существуют какие-то другие истины или истина находится где-то еще. Истина содержится только в Православной Церкви, только в Православной вере. Это мы приняли от Святых Отцов, это мы приняли от Святых Апостолов, Сам Христос передал нам все это, и мы продолжаем нести тысячелетнее свидетельство об истине, которое передали нам Святые Отцы…

У врагов Христа существует три больших цели: привести к власти всемирное правительство, создать единую мировую экономику и единую всемирную религию. Естественно, все это служит реализации плана по приведению к власти единого мирового правителя, когда произойдет всемирное объединение религии, экономики и политики, то есть создание всемирного государства. Само собой разумеется, что этот правитель и будет антихристом, человеком, который будет против Христа, как нам святой апостол Иоанн Богослов открыл в “Апокалипсисе”».

О зловещей роли одного из главных организаторов «Святого и Великого Собора» – друга семьи Бушей, Сороса, Байдена, Клинтон и других «сильных мира сего», «казначея» патриарха Варфоломея, – протопресвитера Алекса Карлуцоса, уже достаточно написано. Желающие могут ознакомиться в интернете. Есть о чем задуматься…

Завершая этот обзор, следует отметить, что во вторник, 21 июня, на военно-морскую базу Суда на Крите в сопровождении отряда кораблей прибыл атомный авианосец ВМС США «Гарри Трумэн». Бронированный монстр по разным данным несет от 78 до 90 самолетов, экипаж почти 6000 человек. Армада будет находиться у берегов острова в течение нескольких дней. Вдруг какая-то сила помешает проведению «ответственного мероприятия глобального масштаба…»

Валерий Павлович Филимонов, русский писатель-агиограф

Архиерейское совещание в Колимвари вызывает все больше вопросов

Иерархи десяти Православных Церквей в третий день Критского совещания провели три рабочие сессии и обсудили вопросы о православной диаспоре, об автономии и способах её провозглашения и о важности поста и его соблюдения сегодня, сообщает РИА Новости.

После обсуждения Предстоятели и иерархи Поместных Православных Автокефальных Церквей внесли ряд предложений. Ожидается, что пересмотренные тексты, принятые на совещании, будут подписаны в ближайшие дни.

Архиепископ Телмисский Иов заявил на брифинге, что собрание «продолжается в хорошем духе сотрудничества, братской любви, единства, состоялись очень интересные дискуссии». По его словам, текст о диаспоре — второй документ, который будет подписан. «Завтра будет больше хороших новостей», — сообщил архиепископ Иов, представитель Константинопольского Патриарха во Всеправославном секретариате.

Накануне обсуждался текст о миссии Православной Церкви. «Текст о миссии Церкви в современном мире готов, в него внесли изменения, предложенные Церквами. Есть лишь проблема одновременного перевода на разные языки. Официальный текст должен быть очень тщательно переведён. Думаю, что сегодня вечером этот процесс должен завершиться», — сказал митрополит Нигерийский Александрос.

Он назвал очень демократичной обстановку на совещании. «Все участвуют, все излагают свою точку зрения, ко всем относятся с уважением. Идёт широчайшее участие в обсуждении всех предложений. Диалог ведётся открыто и очень демократично», — сказал митрополит.

Критское собрание вновь осудило этнофилетизм, который был осуждён на соборе в 1872 году, сообщил епископ Мессаорийский Григориос. На собор 1872 года неоднократно ссылался в своём выступлении на открытии нынешнего совещания Патриарх Варфоломей. Он, в частности, указывал на то, что на собор 1872 года приехали не все Церкви, не было представителей Русской Православной Церкви, но все они приняли решения, осудившие этнофилетизм. «Те, кто не принял решения соборов, изолировались и превратились в еретиков», — сказал, в частности, Патриарх Варфоломей.

Журналисты поинтересовались, будут ли учтены предложения изменить тексты, изложенные в письме Святогорских отцов Патриарху Константинопольскому. Советник Патриарха Варфоломея архидиакон Иоанн Хрисавгис заявил, что письмо Афонского кинота было адресовано Патриарху и он надеется, что он получил и принял во внимание предложения. «Все святое сообщество публикует свои точки зрения на страницах в интернете. И епископы высказывают свои точки зрения. Это уникальное событие — собор, и есть разные реакции на него от Церквей. Теологи, ученые, преподаватели — все вносят вклад в диалог. Каждый высказывает своё мнение, и это хорошо. И это делаете и вы как СМИ. Спасибо вам», — сказал архидиакон.

Вчера на брифинге по итогам третьего дня работы Критского собрания официальный представитель Константинополя архидиакон Иоанн Хрисавгис заверил, что критика и предложения со стороны ряда Церквей и афонских монахов к проектам документов, которые предполагается принять на Критском совещании, не останутся без внимания, сообщает «Интерфакс-Религия». «Сообщество безмолвия и молитвы (афонские монастыри — «ИФ») также опубликовало свои соображения и критику на сайтах по всему миру. В результате многие епископы ознакомились с этими предложениями и критикой, и Церкви будут учитывать это в ходе работы Собора», — заявил отец Иоанн. Как отметил он, все имеют право высказаться по поводу повестки дня этого собрания, что является «уникальным, беспрецедентным для истории Православной Церкви».

Тем временем председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда заявил в интервью РИА Новости, что в Русскую Православную Церковь поступают многочисленные жалобы от представителей СМИ, освещающих Критское собрание, на его «закрытость» и отсутствие возможностей для всестороннего освещения данного мероприятия.

Отвечая на вопрос о том, как в Русской Церкви могут прокомментировать ход работы Критского совещания, на котором уже прошло обсуждение нескольких документов, Владимир Легойда отметил, что в Московском Патриархате «принимают к сведению» поступающую информацию. «Мы, конечно же, какую-то информацию получаем, но, к сожалению, много жалоб журналистов на большую закрытость и отсутствие возможности качественно получать информацию. Пока принимаем к сведению ту информацию, которая доходит, и ждем окончания», — сказал Владимир Легойда.

Ранее, в частности, Критское совещание покинули журналисты авторитетного греческого агентства церковных новостей Romfea.

Всего на собор аккредитовались более 320 журналистов, представляющих 138 СМИ из 25 стран, сообщали ранее организаторы. В то же время, по данным корреспондента РИА Новости, приехавшего в Колимвари, на Крит добрались далеко не все аккредитованные журналисты – пресс-центр, рассчитанный примерно на 150 мест, заполнен лишь наполовину.

С Критским совещанием происходят какие-то странные метаморфозы. 13 июня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на заседании Священного Синода сообщил, что предложенный Русской Православной Церкви механизм по внесению поправок в документы Собора был отклонен. Теперь же выясняется, что участники Собора вносят в документы какие-то изменения, которые, очевидно, не могут быть согласованы всем православным миром в виду отсутствия на Совещании четырех Поместных Православных Церквей, и при этом чуть ли не ежедневно официальные представители Константинопольского Патриархата повторяют, словно мантру, слова об обязательности решений Собора для всех Православных Церквей.

Не могут также не настораживать попытки дезавуировать принцип консенсуса при принятии решений. Так архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, всегда следующий в фарватере политики Константинопольского Патриархата, вдруг заявил, что принцип консенсуса при принятии решений, предложенный Патриархом Кириллом и, кстати, одобренный Предстоятелями всех Поместных Православных Церквей на встрече в Шамбези, оказывается, является «нововведением для церковной традиции». А сам «Святой и Великий Собор», в котором участвуют делегации из 24 епископов от каждой Церкви, — разве не нововведение для церковной традиции?!

Видимо, именно с этими кулуарными «хитростями» и связана чрезмерная секретность работы совещания на Крите, которая вызывает протесты журналистов.

Как и предполагали многие аналитики, на Критском совещании предпринимается попытка юридически оформить особый статус Константинопольского Патриарха не просто «первого по чести», но и обладающего некими особыми полномочиями. Словом, превратить Патриарха града Стамбула в некоего непогрешимого «восточного папу». Так в ходе обсуждения вопроса православной диаспоры иерарх Кипрской Церкви митрополит Никифор, говоря об «исторической роли и ответственности Вселенского Патриарха как Первого среди равных», заявил, что «сам факт бедственного положения Патриархии в среде чужеземного и религиозно чуждого ей окружения даёт силы выходить за географические и этнические пределы и играть существенную экуменическую и координирующую роль по отношению ко всем».

Неудивительно, что Собор сопровождается акциями протеста. Плод оказался недозрелым. На третий день работы Критского совещания непредубежденный наблюдатель не может не согласиться с тем, что Русская Православная Церковь, отказавших от участия в этом сомнительном мероприятии, приняла мудрое и, похоже, единственно правильное решение.

Редакция «Русской народной линии»