Появился весьма примечательный доклад Канадской Службы Безопасности и Разведки https://www.csis-scrs.gc.ca/pblctns/ccsnlpprs/2016/2016-06-03/content-en.php, где достаточно комплексно анализируются основные тенденции современного миропорядка, где выделены основные с точки зрения канадской разведки угрозы для текущего мироустройства — отдельными главами выделены Китай, Халифат, Россия, страны-изгои вроде Ирана и КНДР, угроза кибер-терроризма.
Доклад представляет из себя проект краткосрочного прогноза на ближайшие 2 года.

Общие выводы.

1. Китай и Россия в ближайшие годы будут генерировать военно-политическую напряженность создавая агрессивную повестку внешней политики. При этом экономические проблемы Китая и РФ не смогут повлиять на этот тренд.
2. Войны в Сирии, Ираке, Ливии и Йемене будут продолжены. Халифат и «Аль-Каида» не будут легитимизированы, но в тоже время и о их военном поражении речь не идет, скорее наоборот — их влияние будет расширяться.
3. Проблема распространения ОМП будет развиваться в вялотекущем режиме, где основным возмутителем спокойствия останется Северная Корея. Не исключены попытки создания «грязных бомб» террористическими организациями.
4. Потенциал кибер-терроризма будет расти огромными темпами и опасность угроз с ним связанных будет возрастать, продолжая повышать заинтересованность государств в установлении более плотного контроля над сетями.
5. США продолжат оказывать сильное влияние на конфликты на Ближнем Востоке, в Центральной и Юго-Восточной Азии и на российской периферии. С приходом нового президента в этом вопросе мало что поменяется.

По Китаю.

CSIS отмечает, что в руководстве КПК наблюдаются тенденции к отходу от коллективного руководства в интересах укрепления личной власти председателя Си Цзиньпина. В экономике Китай продолжит придерживаться линии на совмещение рыночной экономики с плановым урегулированием и по мнению CSIS в ближайшие годы тут ничего не изменится, хотя долгосрочные перспективы оцениваются скептически. В военно-политическом отношении продолжится генерация напряженности в Южно-китайском море, где амбиции Китая будут сталкиваться с поддерживаемыми США государствами региона.

По Ближнему Востоку.

Указывается на то, что неразрешенность вопроса о политической роли ислама в общественной жизни привел к тому, что идеи демократической конкуренции в исламском мире полностью проиграли соревнование идеям радикального насилия, которые проповедует Халифат. Военный переворот в Египте в 2013 году и сопутствующие ему массовые убийства дискредитировали идею легальной исламской политической борьбы и толкнули многих мусульман на путь радикального насилия. Окончательно стало ясно, что идеи устройства государства на принципах ислама и принцип демократического разделения властей не могут сосуществовать. Все это приведет к дальнейшей эскалации политического и религиозного насилия в исламском мире. С точки зрения CSIS — ислам остается главной движущей силой в исламском мире, фактически констатируя, что западная демократия там не прижилась.
Халифат вне зависимости от исхода войны против него, станет показательной моделью, на которую будут ориентироваться как действующие, так и будущие исламские радикальные группировки стремящиеся к созданию государственных образований построенных на принципах радикального политического ислама.

По России в общем.

Укрепление личной власти Путина будет происходит на фоне нарастающих экономических трудностей, которые в то же время не заставят Россию изменить свою политику или прекратить программу модернизации вооруженных сил.
Западные оценки перспектив экономического коллапса РФ и внутренней подрывной деятельности CSIS считает преувеличенными. Россия адаптируется к жизни в условиях санкций и конфликта с Западом, ввиду чего будет возрастать роль силового блока в жизни страны. Существующий режим с точки зрения CSIS достаточно прочен и сможет управлять страной еще длительное время, несмотря на трудности в экономике и конфликт с Западом.
В военном отношении CSIS выделает 2 главные тенденции — Россия готовится не к «гибридным» войнам, а к полноценной горячей войне. По важным вопросам продуцирующим международную напряженность Россия не будет менять свою политику, а скорее будет подливать масла в огонь.

Более подробно о России из главы №3:

В плане перспектив российской экономики указывает «замороженная полузастойная экономика», взаимодействие которой с западом будут характеризоваться термином «контролируемый холод». Ее перспективы будут зависеть от хода войны на Ближнем Востоке, а так же от общего хода конфликта с Западом. Проблемы экономики РФ имеют «неопределенную продолжительность» и подчинены логике противостояния с Западом. Политический курс называется опасным для Европы. Постепенно будет снижаться зависимость российской экономики от экспорта энергоносителей, но по мнению CSIS этот процесс не будет слишком быстрым. Россия по-прежнему имеет и длительное время будет сохранять приемлемую финансовую подушку, но при этом сохранится и отток капитала, а так же экономический спад. Уровень контроля над макроэкономической политикой со стороны Кремля будет возрастать. В значительной степени, перспективы выживания и преобразований в российской экономике будут связаны с колебаниями цен на нефть, а так же с изменениями в американской внешней политике. С точки зрения CSIS существует ненулевая вероятность снятия части санкций против РФ со стороны ЕС, что может позитивно сказаться на российской экономике. Общий вывод — экономические давление на РФ будет продолжаться до 2018 года с перспективой дальнейшего продления, но влияние этого давления на экономику РФ чем дальше, тем сильнее будет слабеть.

В плане демографии отмечаются успехи с превышением рождаемости над смертностью и сокращение смертности ввиду ДТП, убийств и самоубийств. С другой стороны отмечаются серьезные проблемы в сфере здравоохранения, а так же вопросах диспропорции с рождаемостью, где доминирует мусульманское население России. В виду высокого уровня миграции за счет республик бывшего СССР, где доля русских среди мигрантов достигает 50% (в основном за счет Украины), до 2018 года Россия сохранит положительный прирост населения, а потом вновь начнет снижаться ввиду низкой рождаемости.

Власть текущей правящей элиты была, есть и остается незыблемой. Вместе с тем нарастает дисфункциональность системы управления. Власти будут озабочены выстраиванием более широкой общественно-политической поддержки для поддержания внутриполитической стабильности. Главными политическими силами названы ЕР, ОНФ и КПРФ, которая названа единственной реальной оппозиционной партией в стране. Одновременно с легальным политическим процессом будет нарастать борьба с подрывной деятельностью и угрозой реализации «цветных сценариев». Деятельность силовых структур будет направлена на предотвращение возникновения массовых выступлений и подготовку пресечения к вспышкам гражданского неповиновения «майданного типа».  Революционных изменений в политическом руководстве страны не ожидается, скорее будет происходить крайне медленная эволюция уже существующей команды, основной причиной выпадения из которой будет выход на пенсию и медленное продвижение уже известных лиц по карьерной лестнице, а так же отстранение от должности некоторых лиц не справляющихся со своими обязанностями. Протесты против реформы здравоохранения и против налога на дальнобойщиков не привели к обретению ими массовой поддержки.

С точки зрения угрозы терроризма, CSIS отмечает, что силовые структуры РФ осуществили эффективные, но жесткие меры направленные на пресечение угрозы терактов. Перспективы влияния терактов на внутриполитическую жизнь в стране оцениваются как невысокие, как ввиду предшествующей истории с ее многочисленными терактами, так и ввиду достаточно эффективной работы силовых структур. Недавние теракты, вроде взрыва в Домодедово или уничтоженного Халифатом аэробуса над Синаем значимого влияния на российское общество не оказали. Основной тенденцией на ближайшие годы в российском обществе будет стремление к консолидации.

С точки зрения внешней политики, Россия будет пытаться отыгрывать роль интеграционного хаба на просторах бывшего СССР, а так же продолжать выстраивать отношения с Китаем. Несмотря на некоторые проблемы, отношения РФ с Китаем имеют неплохие перспективы, хотя долгосрочные выгоды скорее всего будут отнесены к следующему десятилетию.
В отношении Запада, то начав стагнировать еще в начале «нулевых», к текущему моменту они серьезным образом деградировали и серьезных тенденций к их улучшению нет. Отмечается, что в ЕС есть достаточно серьезные лоббисты, выступающие за нормализацию отношений с РФ и снятие части санкций, но в виду прекращения действия многих механизмов сотрудничество, вопрос потепления отношений между РФ и ЕС относится к неопределенному будущему, хотя и не исключены определенные подвижки к 2018 году.

Конфликт России с Западом не обусловлен с Украиной и уже напрямую с ней не связан — это комплекс масштабных противоречий по целому ряду вопросов, конфликтная ситуация вокруг которых будет нарастать как со стороны России, так со стороны США и НАТО. Основное направление внешней политики России это увеличение самостоятельности в международных делах. С точки зрения инструментов достижения этой цели Россия будет стремиться защититься от масштабного стратегического удара со стороны Запада, а с другой стороны — развивать инструменты проекции своей военной силы за пределами своих границ. Это будет вести к продолжении модернизации вооруженных сил, с повышением удельного процента новых образцов военной техники (до 70% к 2020 году), систематическим учениям и проверкам боеготовности всех родов вооруженных сил, отработке ведения крупномасштабных межвидовых боевых действий высокой интенсивности, а так же повышении координации военной машины с другими государственными учреждениями, что связано как с повышением боеспособности вооруженных сил, но и с повышением способности государства вести войну.
Даже в случае некоторого сокращения оборонного бюджета под воздействием экономических проблем, преобразования российских вооруженных сил будут продолжены и на них существенное влияние окажет опыт боевых действий на Украине и в Сирии.

Кроме того, Россия будет усиливать свои позиции в рамках стратегического сдерживания, а так же в плане развития своей военной инфраструктуры в Крыму и Арктике, что по выражению CSIS меняет стратегический ландшафт. Россия так же будет оттачивать свой инструментарий для ведения «гибридных» войн и не будет смягчать свою позицию под угрозой экономического принуждения. В качестве примера приводится операция в Сирии и эпизод со сбитым Су-24, который не остановил, а скорее интенсифицировал операции РФ в Сирии.

В итоге, Россию к 2018 году по мнению CSIS ожидает — небольшие эволюционные изменения внутри системы и на ее периферии, небольшие колебания в макияже парламента, незначительные социальные протесты, продолжающиеся структурные проблемы в экономике, с перспективами роста лишь в случае роста цен на нефть. Вопросы внешней и внутренней безопасности будут находится в большем приоритете, нежели структурные экономические реформы. Во внешней политике основным трендом останутся многочисленные системные разногласия с евроатлантическим сообществом (даже в случае временного потепления в отношениях с ЕС), попытки предотвратить крах автократических режимов в ближнем зарубежье, Ближнем Востоке и Северной Африке, а так же налаживание отношений с Китаем, что приведет к усилению напряженности в отношениях с США или той же Турцией.
В целом, Россия будет ориентирована на защиту своих интересов за рубежом в период нарастающей международной нестабильности.

По оружию массового поражения.

Риск распространения ОМП в ближайшие годы невысок. Проблемы в основном будут связаны со странами, уже конфликтующими с существующим режимом нераспространения. Но вместе с тем, долгосрочные угрозы связанные с распространением ядерного и химического оружия, а так же ракетных технологий, будут возрастать. Механизмы контроля над нераспространением ОМП будут все чаще несправляться с теми возможностями, которые дает международная торговля и нестабильность во все возрастающем количестве стран. Одной из главных причин побуждающих различные страны стремиться к получению ОМП является угроза агрессии со стороны западных государств. Многиое по мнению CSIS будет зависеть от курса следующем администрации Белого Дома. Саудовская Аравия, Китай, Северная Корея, Пакистан, Индия и Россия являются странами с высоким риском приобретения, передачи и использования ОМП, а Россия и КНДР являются потенциальными экспортерами баллистических ракет. КНДР остается главным неопределенным фактором ввиду своих экспериментов по созданию ОМП и средств доставки. Напряженность в отношениях Индии и Пакистана является наиболее опасной с точки зрения возможности локальной ядерной войны. В отношении Ирана, CSIS указывает на то, что надо посмотреть, чем Иран будет заниматься в ближайшие годы, чтобы оценить его готовность следовать заключенным соглашениям об ограничении использования ядерных технологий. Негосударственные образования будут идти по пути совмещения концепции БПЛА и кустарного ОМП, в первую очередь химического оружия. У Халифата уже есть возможности для организации локального применения хим.оружия.
В перспективе они будут заинтересованы в получении доступа к ядерному и биологическому оружию.

По кибер-угрозам.

Высокие темпы развития технологических инноваций, доминирование коммерческого программного обеспечения, а так же распространения ПО с уже внедренными уязвимостями будет вести к тому, что потенциал кибер-атак будет находится значительно впереди оборонительных возможностей. Взаимозависимость связанных сетей и их уязвимость ввиду использования коммерческих технологий будет повышать их уязвимость для быстрого и катастрофического коллапса с последующими длительными восстановительными работами. Общий риск катастрофических кибер-атак будет нарастать. Распространение устройств со встроенными системами повышает краткосрочные риски ввиду трудностей связанных с устранением уязвимостей в ПО таких устройств. Государства не смогут полноценно бороться с этой угрозой ввиду трудностей с определением источников подобных атак.

Общий вывод

В мире нарастает риск общей дестабилизации и рост международной напряженности.

https://www.csis-scrs.gc.ca/pblctns/ccsnlpprs/2016/2016-06-03/content-en.php — Проект и его цели
https://www.csis-scrs.gc.ca/pblctns/ccsnlpprs/2016/2016-06-03/chap-01-en.php — Часть №1. Китай и его опасное будущее
https://www.csis-scrs.gc.ca/pblctns/ccsnlpprs/2016/2016-06-03/chap-02-en.php — Часть №2. Драйверы ближневосточного конфликта: Настоящее и будущее политического ислама
https://www.csis-scrs.gc.ca/pblctns/ccsnlpprs/2016/2016-06-03/chap-03-en.php — Часть №3. Будущее России к 2018 году.
https://www.csis-scrs.gc.ca/pblctns/ccsnlpprs/2016/2016-06-03/chap-04-en.php — Часть №4. Оружие массового уничтожения. Эволюция угрозы распространения.
https://www.csis-scrs.gc.ca/pblctns/ccsnlpprs/2016/2016-06-03/chap-05-en.php — Часть №5. Государственная власть и кибер-власть.
https://www.csis-scrs.gc.ca/pblctns/ccsnlpprs/2016/2016-06-03/exec-en.php — Общее резюме

https://www.csis-scrs.gc.ca/pblctns/ccsnlpprs/2016/2016-06-03/GLOBAL_SECURITY_POST-CONFERENCE_ENGLISH.pdf — скачать доклад в pdf