Третий год подряд День журналиста, отмечаемый на территории Украины, для меня праздником не является. Не нужно мне никаких поздравлений сегодня, я всё равно их не приму. Не обижайтесь, друзья!
Я, конечно, по-прежнему работаю в СМИ и у меня немало коллег, которые не поддались шовинистической истерии или хотя бы не пишут на болезненные темы. Их я поздравлю в другие дни, по случаю публикации удачных статей или выхода удачных программ, то есть с профессиональными успехами.
А вообще, в этот день, 6 июня, из года в год подводили итоги конкурсов, раздавали грамоты и подарки от спонсоров, устраивали фуршеты. Коллеги выпивали, поздравляли друг друга и рассуждали о свободе слова под пристальными взорами хозяев и начальства. А еще в этот день бывали премии, и было не принято говорить о том, кого уволили или «кинули». Всякое бывало в прошлые времена.
И мизерные зарплаты провинциальных работников пера и микрофона, и переезды в Киев за более увесистыми конвертами, и получение грантов, и поездки в промежутках между не самыми достойными буднями. Тогда мы были коллегами и старались беречь самолюбие друг друга.
И сегодня, говорят, всё это есть. Только не для меня. Нет, я не хочу сказать ничего плохого о спонсорах или ком-либо еще, кто хочет поздравить и поблагодарить. Я просто не желаю видеть лица тех, кто «стучит» и призывает к кровопролитию. И, разумеется, тех, кто с этим молчаливо соглашается.
Сегодня на Украине нарушение элементарных нравственных норм стало безнаказанным, массовым и, что особенно мерзко, одобряемым в профессиональной среде. В ситуации давления со стороны властей многие совершенно утратили человеческий облик.
В эфире и прессе звучат непристойные выражения, оскорбления, лживые заявления, призывы к физической расправе, в Интернете царят кровавые кадры с глумливыми комментариями. Дошло до того, что корреспонденты украинских телеканалов позволяют себе публично заявлять о желании участвовать в военных действиях и демонстративно осваивают оружие.
Два года назад харьковская организация НСЖУ исключила из своих рядов известного журналиста и телеведущего Константина Кеворкяна. Он просто напомнил об ответственности за разжигание ненависти. Напоминаю и я на французском примере 1945 года.
Члены правления Союза позволили себе обвинения в «антиукраинской пропаганде» в худших совковых традициях. Замечу, что такого рода факты не наблюдались в нашем творческом союзе даже в годы тоталитарной коммунистической идеологии. Я специально уточнял у старших товарищей: в городе и области в послесталинские времена ничего подобного не случалось.
Не было и публичных доносов, тем более размещенных на улицах.
Это уже китайский опыт полувековой давности. Замечу, что авторами кампании против «бытовых сепаратистов» являются не просто КВНшные клоуны, но члены того же НСЖУ. Союз от них не отмежевался, как и от сайта «Главное», где оскорбление и призывы к расправам стали в порядке вещей. И от других своих членов, ушедших «по ту сторону добра и зла», тоже не отрекся.
Для тех же, кто себя считает неотъемлемой частью украинской журналистской стаи, я передаю песенку из фильма «Волшебный голос Джельсомино».
Нет Комментариев