Украина предложила США производить ракетные двигатели на замену российским РД-181. Политический смысл проекта очевиден, практическая реализация проекта – из области невероятного.

 

Украинский космический потенциал не позволяет  заменить российские двигатели даже в сотрудничестве с США. Кроме базовой конструкторской документации, РД-181 имеет определенный и совершенно уникальный технологический процесс, секретами которого владеют лишь специалисты в Подмосковье.

 

Американцы планируют в ближайшие годы перейти на свой двигатель, и все же реальной альтернативы российскому РД-181 нет. Как нет замены и “Союзу” (для доставки космонавтов на МКС). Готовых американских разработок просто не существует.

 

Жидкостными ракетными двигателями в США не занимались около 20 лет. Чтобы сделать двигатель, способный заменить РД-181, понадобится еще 5 – 7 лет. Между тем, почти половина всех космических запусков в мире ежегодно осуществляется с помощью двигателей  НПО “Энергомаш”.

 

Лишь это объясняет, почему в разгар антироссийских санкций, в декабре 2014 года ракетно-космическая корпорация “Энергия” подписала контракт с американской Orbital Sciences Corporation на поставку в США 60 двигателей РД-181 производства НПО “Энергомаш” на сумму около 1 млрд. долларов. И вскоре первые товарные двигатели РД-181 были поставлены.

 

Контракт ориентирован на сотрудничество в течение 15–25 лет, ведь регулярно менять двигатели на ракете-носителе и перестраивать технологическую цепочку запусков невыгодно и нецелесообразно.

 

 

Технологическое совершенство

 

Российский жидкостный ракетный двигатель РД-181 обладает уникальными характеристиками. Превосходство и совершенство двигателя обеспечиваются применением самых современных сплавов, материалов и технологий, которые позволяют достичь максимальной тяги (давления и температуры в камере сгорания) и оптимального веса (размера). За всем этим стоят конструкторские идеи и капиталовложения, длительные огневые испытания (отработка ЖРД на стенде). Повторить сложно, превзойти технологически невозможно.

 

Двигатель РД-181 разработан в России специально для американской усовершенствованной ракеты-носителя Antares (для доставки на МКС и низкие орбиты значительной полезной нагрузки). На первой ступени РН Antares устанавливаются два двигателя РД-181.

 

Ранее Antares оснащали двигателями AJ-26, созданными на основе советских НК-33, законсервированных со времен незавершенной лунной пилотируемой программы СССР. Первая партия НК-33 попала в Америку в середине 1990-х, компания Aerojet купила их по 1 млн. долларов за штуку. Таким образом, американцы и раньше использовали накопленный в нашей стране космический потенциал.

 

Россия, которая скоро полетит в космос на ядерных двигателях, с интересом наблюдает за попытками копирования её керосиново-кислородных ЖРД. И в среднесрочной перспективе даже заинтересована в реализации американо-украинской повестки, ведь практика неизбежно подтвердит превосходство российских космических технологий.

 

 

Космический майдан

 

В сфере самостоятельной разработки и производства жидкостных ракетных двигателей Киев демонстрирует в основном лишь политическую волю. Потому что не располагает необходимым кадровым потенциалом, научной и технологической базой, отлаженным серийным производством.

 

Антироссийские санкции приостановили почти все космические проекты Киева – в 2015 году украинские изделия участвовали лишь в четырех пусках (РН “Днепр” с пусковой базы “Ясный”, РН “Зенит-3SLБ2 с космодрома Байконур и два пуска РН “Вега” с космодрома Куру). При этом “Морской старт” и украинско-бразильский проект “Циклон-4″ – не оправдали коммерческих надежд (последний приостановлен по инициативе бразильской стороны).

 

Ранее космическое предприятие “Южмаш”, напрямую подчиненное Государственному космическому агентству Украины, производило 7 типов жидкостных ракетных двигателей различной мощности –  РД-8,120, 261,262,802,843,861. И все же, заметим, что РД-843 и РН “Зенит” собирались на украинском предприятии из 70% российских комплектующих. Почти все носители, созданные в Днепропетровске, стартовали с преимущественным участием России. Поэтому проблемы предприятия тесно связаны с дрейфом Киева на запад.

 

Внезапный разрыв устоявшихся связей с Россией – крупнейшим внешнеэкономическим партнером Украины – инициировал катастрофическое падение объемов производства и сокращение денежных средств с 2 млрд. гривен в 2011 году до 450 млн. гривен в 2014-м послемайданном.

 

Последние заказы “Южмаш”  отгрузил в начале 2014 года, и ситуация постоянно ухудшается. Долг по заработной плате сотрудникам предприятия вырос до 80 млн. гривен. На исходе 2015 года предприятие перешло на однодневную рабочую неделю.

 

Возможно, предложение Киева инициирует какие-то встречи специалистов космической отрасли, и руководство НАСА скажет украинцам то, что от него хотят услышать. Однако США необходимы технологии, а не устаревшая сборочная площадка с высокотоксичными ЖРД. Технологиями Киев не располагает.

 

Наряду с космическим “Южмашем” Украина практически утратила высокотехнологичный потенциал ГП “Антонов”, ПАО “Мотор Сич”.

 

 

Американская трагедия

 

Деньги автоматически не конвертируются в идеи и технологии. Если в прежние годы по разным причинам американцам не удалось создать аналог российского двигателя РД-181, вряд ли технологический прорыв США обеспечит Украина. Американцы без России далеко не улетят.

 

Разумеется, в США есть чертежи РД-181. Этого мало. Для серийного производства надежных изделий необходимо вывезти весь завод вместе с рабочими, потому что многие вещи даже по чертежам не повторить без технологии и опыта изготовления отдельных узлов и материалов.

 

Для создания линейки ЖРД требуется конструкторская школа (преемственность). США сами себя отбросили в прошлое, когда в 1980-х сократили бюджет НАСА и позднее передали космическое производство частникам – так выгоднее.

 

Действительно, получалось в десятки раз дешевле, потому что не надо содержать инженерно-конструкторские школы и дорогие испытательные стенды. И вскоре пришла зависимость от зарубежных поставщиков.

 

На покупку РД-181 американцы пошли не от хорошей жизни. Вариантов не много – тратить десятки миллиардов долларов и годы на воссоздание школы ЖРД или закупать готовые двигатели в Европе.

 

Абсолютно нелепо выглядит американская политика антироссийских санкций на фоне миллиардного контракта США и РФ на поставку российских РД-181.

 

Александр Хроленко