Вопрос: В предыдущем видео Вы отметили, что, с некоторыми оговорками, солдата ВСУ можно считать похожим на русского солдата.
По вашему мнению, являются ли бойцы ВСУ навсегда потерянными для нас, как боевики «добровольческих батальонов, или же с ними еще можно найти компромисс?
Если да, то каким он (компромисс) должен быть?

И.Стрелков: Сначала повторю, что собственно, украинская армия воюют русские солдаты. Мобилизованные, добровольно – это те же самые русские люди. Неважно, говорят ли они на великорусском диалекте русского языка, или на малоросском диалекте, по своему менталитету, по своим качествам, это классические русские солдаты, обычные «серые шинели, как принято было называть в свое время.

Вопрос в другом – что волею судеб, а, вернее, отсутствием мозгов наших любимых руководителей, они оказались вовлечены в состав армии, которая воюет против их собственного народа, против нашего русского народа, против России, против Государства Российского, как бы оно ни называлось. В остальном, как я уже говорил, качества солдат украинской армии традиционно такие же, как солдат русских. Нет у них, конечно, ни порыва, ни нормальной мотивации, но они стойки в обороне, привержены коллективным ценностям, общинному духу, который всегда царил в воюющей русской армии. За счет этого, откровенно говоря, и держится то уродливое образование, которое называется вооруженные силы Украины.

Что же касается компромисса, то компромисса никакого здесь быт не должно, о нем не может быть речи. Необходимо разгромить эту антирусскую армию, необходимо уничтожить ее руководство, которое ее направляет, призвать к ответу всех подонков, которые имеют наглость именовать себя офицерами, которые воюют против собственного народа. После этого можно будет разбираться и с солдатами, так же примерно, как разбирались с ними во время Гражданской войны, когда громили петлюровцев, громили махновцев.

То есть, после короткой проверки призывать их в ряды собственных формирований. Объяснять, для чего мы воюем, за что мы воюем, чтобы кровью искупали свою вину перед русским народом, перед страной. Я полагаю, слово «компромисс» вообще не должно употребляться. На войне компромиссов не бывает, компромиссы бывают только у политиков, у которых семь пятниц на неделе, и которые меняют убеждения со скоростью пулеметной очереди.

3.11

Вопрос: Один из бойцов назвал ополчение на начальном этапе Русской весны «клубом кому за 50».
Каков социальный состав ополчения?

3.16

И.Стрелков: Во-первых, мы говорим, конечно, об ополчении 14 года. То есть, я буду говорить только за них, поскольку ни в 15, ни в 16, текущем, году я на Донбассе не был и …, мне, конечно, регулярно поступает информация, но свой глазок – смотрок, как принято говорить, или шутят.

А тогда … Ну, не совсем за 50, скажем так, большая часть, все-таки, бойцов была в районе сорока лет. Значительная часть. Была и молодежь. Были и люди гораздо старше, конечно же. Проблема в том, что в основном это были состоявшиеся, много повидавшие, много понявшие зрелые люди, которые понимали, что с той мразью, которая захватила власть в Киеве, разговор может быть только….

Конечно же, они получили в молодости советское воспитание. Советское в хорошем смысле этого слова, то есть они росли и формировались в период, когда быть патриотом было уважаемо обществом, почетно. Отсюда и их определенные морально-волевые качества, также готовность жертвовать своим ради общего.

К сожалению, двадцать пять лет так называемой демократии и свободы, всеобщего «либерализьма», они воспитали у значительной части молодежи потребительское отношение к жизни, иждивенческое. И лозунг «Живи легко!» он слишком сильно въелся в мозги значительного числа молодых людей. Отсюда и результаты. Без нормального патриотического воспитания молодежи, неформального, причем, смешно и глупо рассчитывать, на то, что эта молодежь будет защищать традиционные ценности, свой народ, свое государство, а не поднимет лапки и сдастся первому попавшемуся врагу в расчете на жвачку и кружевные трусики.

5.33

Социальный состав был тоже самый разный. В принципе, он отражал весь срез общества, за исключением, естественно, людей богатых и очень богатых. Людей богатых и очень богатых в ополчении не было. Были богатые люди, которые нам помогали. Ну, может быть, единицы – исключения — были, я, может быть, тоже ошибаюсь, но в целом, ополчение в разные периоды, по мере своего развития, приобретало все более четкий характер среза нижних и средних слоев.

То есть, в (…) процентном соотношении, сначала было много мелких предпринимателей, интеллигентов, людей творческих, инженеров – то есть, часть среднего класса, низшая, с точки зрения материального благосостояния, а не с точки зрения качества. Но потом массово пришли шахтеры, рабочие, крестьяне. То есть, весь народный Донбасс был представлен в том виде, в каком он там и населен.

Вопрос: Какова была доля людей с боевым опытом?

6.40

И.Стрелков: Всегда незначительная. Если, конечно, даже брать те пятьдесят человек, с которыми мы перешли границу, даже среди них боевой опыт был, может быть, у 12-15 человек, включая меня. Остальные имели опыт военной службы, почти все, но не в боевых условиях.

Вопрос: Как, с точки зрения военного человека, вы оцениваете действия российской армии в Сирии? С худшей или лучшей стороны наша армия себя там проявила?

7.10

И.Стрелков: Не смогу ответить на данный вопрос компетентно, поскольку не видел. А судить о том, хорошо она себя проявляет или плохо, по телевизору, или по немногочисленным сообщениям людей, которые там побывали, и с которыми я лично пообщался, я считаю, не корректно. Не могу сказать.

Вопрос: Каковы перспективы присутствия России в этом регионе?

7.37

И.Стрелков: Как и раньше, могу сказать, что никаких перспектив, чтобы успешно завершить эту авантюру, у нас нет. поражение режима Асада, на данный момент, практически неизбежно, оно только оттянуто по времени с заходом нашего экспедиционного корпуса. Теми силами и средствами, которыми мы там располагаем, победить боевиков невозможно, и никогда было невозможно. А полномасштабный вход мог, и почти привел, к региональной войне с Турцией. В которой тоже у нас не было, с учетом внешнеполитической поддержки Турции всем блоком НАТО, и возможной военной поддержки, у нас не было никаких шансов на успех, не рискуя третьей мировой ядерной войной. Поэтому полагаю, что сейчас принятая тактика замазывания реальной ситуации, замалчивания, которая является калькой такого же замалчивания в Донбассе, практикуется российскими СМИ, это, в общем-то, единственная, более-менее вменяемая политика наших властей. По-хорошему, нам нечего было там делать, и чем скорее мы унесем оттуда ноги по-настоящему, а не опять, наполовину: наполовину ввели, наполовину вывели, наполовину воюем, наполовину примиряемся, — тем будет лучше.

Вопрос: Как вы оцениваете заявление М.Б. Ходорковского о том, что операция в Сирии – это попытка отвлечь внимание от преданного Донбасса?

9.08

И.Стрелков: Михаил Ходорковский стремится набрать очки популярности на всех ошибках нашей власти. Благо наша власть их совершает на много чаще, и в таких количествах, что диву даешься, как она после этого может властью именоваться. В остальном же я не хочу комментировать именно слова Ходорковского, поскольку по сути он прав, действительно так и есть, а по факту он это стремится использовать в целях явно антироссийских, антигосударственных, антинародных.

Вопрос: Какой должна быть русская армия будущего? По-прежнему призывная, контрактная, профессиональная или смешанного комплектования?

9.51

И.Стрелков: Такая, какая будет необходима. Дело в том, что если мы будем вести серьезную войну, или серьезную серию войн, а мы находимся в состоянии двух вооруженных конфликтов одновременно, пусть даже подзамороженных, плюс у нас угроза их перерастания в полномасштабные войны, в этих условиях без призыва никак не обойтись.

Какая будет армия будущего в России мирного времени, покажет. Конечно, я считаю, что армия мирного времени должна быть профессиональной, но, учитывая масштабы нашей страны, количество угроз и защищенность наших границ, я думаю, что перейти полностью на профессиональную армию мы не сможем.

Кстати, хочу напомнить, что в России профессиональная армия была до реформы 1861 года. До 1861 года у нас, извините – до 1860 – милютинская реформа, введение всеобщей воинской повинности, до этого у нас в России существовала профессиональная армия. Полностью, где люди служили практически всю жизнь, солдаты 25 лет, офицеры практически бессрочно, пока не выходили в отставку.

Вопрос: Как вы видите будущее ЛНР и ДНР? Какие проблемы, на ваш взгляд, являются насущными на Донбассе? Какова должна быть политика России в этом направлении: присоединение к РФ, признание независимости? Если присоединение – как будем выкручиваться на международной арене?

11.22

И.Стрелков: я буду говорить не о том, что сейчас там происходит, а что там нужно сделать. Необходимо объединить. В первую очередь, ДНР и ЛНР в единую Новороссию и начать процесс ее присоединения к России. Не имеет смысла существование Донбасса вне России, тем более, не только не имеет смысла, вообще преступно говорить о том, подло говорить от том, что он должен вернуться в состав Украины.

Донбасс – часть России, был, есть и пребудет пока существует Россия. Даже если отдельные, с позволения сказать, «слуги народа», в кавычках, этого не желают признавать. В Кремле там или на Старой площади.

Поэтому только одна, оптимальная, со всех точек зрения – и с политической, и с экономической, и с культурной, и точки зрения безопасности России, это воссоединение Донбасса с Россией в полном объеме, и с последующим расформированием так называемой Украины и воссоединения с Россией всей Новороссии. Все. Третьего пути не дано. Второй путь – это полная капитуляция, сдача, трусость, предательство. Дилемма между победой и полной капитуляцией никуда не делась. Третий путь – это путь трусости, по которому мы уже маршируем два года, вернее, не маршируем, а змеимся, если можно так выразится.

Вопрос: 26 мая у нас годовщина проекта. Может ли нас поздравить И.И. Стрелков?

12.45

И.Стрелков: Конечно, могу поздравить. Я читал, даже еще находясь непосредственно на территории Новороссии, если не ошибаюсь. Естественно не ошибаюсь – по времени как раз май месяц 14 года. Надеюсь, что паблик и дальше будет существовать и останется верен себе во всех начинаниях и в своей идеологии. Не изменит идее Новороссии, не изменит своему названию. Не продастся и сможет и дальше служить ориентиром настоящих русских патриотов

П.С.
Спасибо Ольге Ю. за помощь в подготовке материала.