Безвизовый режим  — один из основополагающих столпов киевского майдана 2014 года. В списке самого вожделенного он идет сразу за кружевными трусиками и сносами памятников Ленину. За ним только свобода красить заборы в два цвета. Но, в последнее время, этот вопрос все больше перетекает из плоскости дипломатической в плоскость теоретической физики. Но вначале детали.

 

 

Приблизительно неделю назад, конкретно 21 мая, в Брюсселе на заседании Совета Евросоюза глава МВД Франции Бернар Казнев заявил, что на фоне миграционного  кризиса в Европе, особенно обращая внимание на положение Турции, «сейчас не время обсуждать либерализацию визового режима в Европе». Сказал, как отрезал, и даже местами забил гвоздь. Добавив, что «этот вопрос не может быть решен в ближайшие недели и месяцы, Франция не хочет этого». Если перевести с французского на русский, то выйдет приблизительно следующее: «отвалите».

 

Украинцам хватило ума понять, что речь идет о них, родимых. И что возможно сентенция «сейчас не время» происходит от слова «никогда». Политики Украины, если положить руку на какое угодно место, но быть честным, ничего кроме будущего безвизового режима народу желто-голубого цирка шапито не обещали и обещать не могли. Все остальное вроде расцвета экономики и повышения благостыни и вовсе находится в области жанра «фэнтези».

 

Больше всех возмутилась так себе журналист и вообще смешной политик Ирина Владимировна Геращенко, фамильная тезка и брат-близнец по отсутствию мозга Антоши Геращенко. Поэтому и пишут они обо всем в одном стиле.

 

«Украина выполнила все пункты плана действий визовой либерализации. В этих пунктах не было ни слова о привязке к Турции, при всем уважении к этой дружественной нам стране. Поэтому любые намерения отсрочить безвизовый режим станут попыткой продемонстрировать двойные стандарты к Украине», — обиженно надула губки Геращенко на своей странице в Facebook.

 

Европейцы не то чтобы обратили внимание на обиды и стенания украинских чиновников и политиков, но решили, что не стоит обижать маленьких и таких забавных котиков… тьфу, украинцев. И напомнили, что не надо расслабляться, если вам послышалось «забудьте». На самом деле там было еще слово «пока».

 

Но гораздо более интересное событие оказалось незамеченным. Хотя вроде и не касалось Украину вплотную и обсуждалось в рамках совсем другого вопроса: беженцев с Ближнего Востока, уютно оккупировавших Европу.

 

Главы МВД на том же заседании в Брюсселе одобрили предложения Еврокомиссии по внесению изменений в механизм приостановки безвизового режима с третьими странами на случай быстрого роста нелегальной миграции. А затем министры справедливо решили, что любые дальнейшие шаги по либерализации визового режима ЕС с внешними государствами должны приниматься только после введения в действие указанного механизма.

 

И чтобы некоторые товарищи (не будем указывать на них пальцем) не сомневались, о ком идет речь, госсекретарь Бельгии по предоставлению убежища и миграционной политике Тео Франкен сделал важное уточнение.

 

«Страны ЕС не намерены ограждать Украину и Грузию от действия адаптированного механизма временного отказа от безвизового режима. Я думаю, что в ситуации с миграционным кризисом было бы не самым разумным предоставлять странам визовую либерализацию в данный момент. Конечно же, данное намерение может значительным образом замедлить процесс предоставления безвизового режима для Украины и Грузии»,  — заявил господин Франкен.

 

То есть, безвизовый режим мы, в принципе, можем вам дать хоть завтра, но любая страна Евросоюза, благодаря нововведениям, может этот безвизовый режим «прихлопнуть» в любой момент и в одностороннем порядке.

 

И вот тут я хочу вернуться к вопросу о теоретической физике и непонятной многим фамилии в заголовке.

 

Среди всех прочих котов — рыжих, белых, черных и вообще барсиков  — есть кот особый. Это кот Шредингера. Тут надо пояснить, что Шредингер — не кошачья кличка, а физик-теоретик из Австрии по имени Эрвин. Это человек героической местами профессии и один из создателей квантовой физики, который предложил коллегам мысленный эксперимент.

 

Им он хотел показать неполноту квантовой механики при переходе от субатомных систем к макроскопическим.

 

Не спрашивайте меня, что это значит, я не физик-теоретик и даже не австриец. Если быть грубо неточным, то речь идет об уровне масштабов исследования предметов. Элементарная частица, атом, молекула, кусок кирпича, планета.

 

Но это для нас не важно, потому что уровень масштаба политики Киева находится где-то между коровником и деревенским сортиром. И тут гораздо интереснее, равно как и бесчеловечнее (а что вы ждали от физика, да еще и австрийца?), сам эксперимент. Потому что иллюстрирует он не только квантовую физику, но и вопрос безвизового режима для Украины.

 

Физик предложил заключить кота в стальной ящик, для особого, стало быть, комфорта, но главным образом, чтобы он не убежал. А мы его не видели. Там же помещены еще несколько интересных предметов.

 

Это, во-первых, пробирка с синильной кислотой и реле с молотком при ней, чтобы эту пробирку разбить и сделать коту окончательно хорошо. Затем счетчик Гейгера, который приводит в действие реле и молоток. И ровно столько радиоактивного вещества, чтобы оно могло испустить при распаде ровно одну частицу в час. А может, в этот час и не испустить. Но если счетчик все же частицу зарегистрирует, кот неизбежно отправится в кошачью Валгаллу.

 

Если мы оставим коробку на час, то, согласно положениям квантовой механики, если вы не наблюдаете результаты, то есть не видите содержимое ящика, то состояние кота описывается суперпозицией  — то есть смешением обоих состояний, хотя они и прямо противоположны. И это означает, что кот в ящике одновременно и жив, и мертв. А точнее: и не жив, и не мертв. И предсказать результат решительно невозможно.

 

Вот это и есть состояние вопроса о безвизовом режиме Украины с ЕС. И не жив, и не мертв, и что это вообще такое, и чем кончится, никто не знает. Может, и будет, а может, и не будет. Потому что, как сказал персонаж актера Льва Дурова из фильма «Бумбараш», «Если что и будет, то это обязательно будет, а если нет  — то уж точно нет».

 

Только вот это не мысленный эксперимент, а вполне себе реально происходящие события. В народе, даже плохо разбирающемся в электротехнике, такое называют «динамой» и никакого отношения к снабжению Украины электроэнергией этот вопрос не имеет. Он имеет непосредственное отношение к другому, не менее квантовому, вопросу  — определению точного места Украины в мире.

 

На коврике, перед входной дверью. С инструкцией дверной звонок не трогать. Когда надо, вас позовут. Может быть.

 

Потому что вопрос сверчков и шестков для чиновников ЕС гораздо важнее какого-то там безвизового режима.

 

Олег Денежка