Для жителей Донецка самая настоящая война, когда враг непосредственно приходит на порог дома, началась 26 мая 2014 года. На следующий же день после того, как на Украине состоялись так называемые президентские выборы после самого настоящего государственного переворота. Господина Порошенко под фанфары поздравляли с победой, а над Донецким аэропортом, над железнодорожным вокзалом, над прилегающими районами кружила военная авиация. Тогда-то дончане и узнали, что такое авиаудары. Узнали, что такое война.

До этого война была где-то не то, чтобы далеко, но и не совсем рядом. Уже полыхал Славянск, уже лучшие люди стояли на блокпостах зарождавшейся Республики, уже пошли боевые потери. Но все равно втайне многие надеялись, что их зло не коснется. Не только коснулось, но и разрушило многие дома, разлучило многие семьи. Нет теперь в Донецке аэропорта, нет действующего железнодорожного вокзала, а у многих больше нет детей, родителей, друзей…


«АТО» — так называют в Киеве войну, развязанную против Донбасса. Антитеррористическая операция… Хотя на самом деле она является самым настоящим, затяжным террористическим актом, унесшим жизни уже десятков тысяч людей. Но чудовищные террористы пользуются покровительством Запада.

И в тот день, когда в Киеве торжественно встречали самую жестокую карательницу этой войны, — в Донецке готовились к трагической годовщине…

Один из районов, который принял на себя самые тяжелые удары хунты – это Куйбышевский. К нему же относится и поселок Октябрьский, который находится вблизи Донецкого международного аэропорта им. Сергея Прокофьева. Это поселок и по сей день продолжает страдать и остается весьма опасным районом.

Два года в горниле войны
Два года в горниле войны
Два года в горниле войны
Два года в горниле войны
Два года в горниле войны

Несмотря на это, значительное количество людей – более полутысячи – собрались на открытие мемориала, на котором высечены имена 212 человек. Все они – гражданские люди, погибшие в результате налетов карательных войск господина Порошенко. Памятник установлен по инициативе главы Куйбышевского района Ивана Приходько.

Заместитель председателя Народного совета Донецкой Народной Республики Ольга Макеева обратилась к собравшимся с такими словами: «Сегодня – трагический день. Два года назад в этот же день в наш дом пришла война. Она пришла на крыльях украинской военной авиации. Жители поселка, глядя в небо, видели военные самолеты и вертолеты, которые бомбили аэропорт и уничтожали наш поселок. Но мы тогда еще даже не могли представить, что нам предстоит пережить. Впереди у нас была гибель мирных граждан. Смерть родных и близких, гибель детей… Это – горе, которое невозможно передать словами. Это – та боль, которую невозможно забыть. Сегодня мы открываем мемориал. Это – наш с вами долг перед погибшими. Наш долго – свято чтить память о них. И наш долг – молиться об упокоении их светлых душ».

Приходько и Макеева сняли красную ткань, которой были укрыты плиты с именами. Одна из частей мемориала посвящена погибшим детям.

Два года в горниле войны
Два года в горниле войны

По погибшим отслужили панихиду. Состоялся небольшой концерт, на котором пели песни и читали стихи. В этих произведениях искусства, созданных народом, — боль пережитого, горечь потерь и жажда того, чтобы наступила долгожданная победа, а за ней и мир на донбасской земле.

Два года в горниле войны
Два года в горниле войны
Два года в горниле войны
Два года в горниле войны
Два года в горниле войны

Многие плакали. А у некоторых в руках были портреты погибших дорогих людей… Через некоторое время после того, как закончилось открытие мемориала – полил дождь, словно сам Бог оплакал невинных жертв преступной войны.

Два года в горниле войны
Два года в горниле войны
Два года в горниле войны
Два года в горниле войны

В этот же день, 26 мая, в Донецке прошли и другие мероприятия, посвященные трагической годовщине. На площади Ленина прошел митинг (на котором я не была, так как выбрала открытие мемориала в поселке Октябрьском), а вечером Союз писателей Республики провел поэтический вечер в память о всех ушедших.

***

Накануне, 25 мая, в Донецке была открыта мемориальная доска, посвященная одному из ребят, которые пали за Донецкий аэропорт. Курашов Максим, 1992 года рождения. Сирота, учился в школе-интернате №1, недалеко от Боссе (тоже памятного и знакового места в Донецке, где в январе 2015 года был обстрел троллейбуса).

Директор интерната Ольга Волкова рассказала о Максиме: «Он был, как все мальчишки. Любил учиться, любил работать, любил баловаться, как все дети. А еще очень любил играть в футбол… Школа-интернат была для Максима родным домом. Он хотел стать милиционером. Ребята, которые с ним воевали, рассказывали, что с ним смело можно было идти хоть в разведку».

Погиб Максим Курашов 13 октября 2014 года около аэропорта. Пытался помочь раненому товарищу и сам был смертельно ранен.

Два года в горниле войны

Директор рассказала и о том, как школа-интернат пережила самые страшные времена. «Наша школа тоже пострадала. 24 августа 2014 года снаряды попали на ее территорию. Был разбит угол спального корпуса, пострадало футбольное поле. Но все это впоследствии починили благодаря людям, которые вставили нам окна, благодаря Центру восстановления. А когда на Боссе случился взрыв, дети были на занятиях. Мы ушли в подвал. Старались отвлечь детей, чтобы они как можно меньше слышали взрывов».

Два года в горниле войны
Два года в горниле войны

Вот так уже два года живет Донецк в горниле войны. Среди слез и боли — восстанавливаются пострадавшие школы. Почти ежедневно поступают сообщения о новых разрушенных домах, о погибших и раненых людях. А на клумбах начинают распускаться знаменитые донецкие розы, словно в память о тех, кто больше не вернется.

Использованы фотографии:Елена Громова