Министры иностранных дел «нормандской четверки» встречаются сегодня в Берлине, чтобы попытаться сдвинуть с мертвой точки процесс урегулирования украинского конфликта.

 

 

Эксперты обращают внимание, что реализация Минских соглашений вновь оказалась скорее мертва чем жива, процесс имплементации стоит на месте. В Москве ситуацию с переговорами вокруг мирного урегулирования конфликта на Украине накануне назвали плачевной. Но предметный диалог по решению ключевых вопросов урегулирования никто не отменял.

 

Глава немецкого МИДа Франк-Вальтер Штайнмайер считает, что на министерской встрече «четверке» необходимо сконцентрироваться на вопросе организации  местных выборов в Донбассе и обеспечении на них безопасности. Его французский коллега согласен с подобной постановкой проблемой, называя полное прекращение огня – ключевым вопросом в его преодолении. Москва в свою очередь, как сказал заместитель министра иностранных дел Григорий Карасин, привезла в Берлин пакет предложений, позволяющих сторонам ускорить выполнение своих обязательств в рамках Минских соглашений.

 

Стоит ли ожидать реального продвижения в реализации Минских соглашений по итогам переговоров, и какие основные сложности возникают сегодня при организации выборов на Донбассе, рассказал политолог и эксперт по международным отношениям Евгений Бень:

 

«Выборы на Донбассе перекладываются уже не в первый раз, с ними нашла коса на камень. Сначала говорили, что они должны пройти в апреле, а еще ранее речь шла о конце прошлого года. Основное противоречие здесь в том, что Украина не выполняет предшествующие выборам обязательства по Минским соглашениям из 13 пунктов, хотя там все четко прописано. Украина первым делом должна провести федерализацию и предоставить особый статус Донбассу. Но сейчас все это сделано с большими уловками. Если изучить документ, то получается, что особый статус предоставлен на 3 года, решение Радой толком не ратифицировано, процесс федерализации не завершен. И Порошенко все время заявляет, что нынешняя структуры управления Донецка и Луганска нелегитимны.

 

А ведь понятно, что эти выборы иначе, как в присутствии руководства ДНР и ЛНР и той вертикали, которая существует сейчас, проходить не могут. Поэтому вероятность того, что выборы пройдут в июне, крайне мала. Но в то же время мы видим обратную тенденцию — франко-германский союз, как часть ЕС, проявляет определенную заинтересованность в нормализации отношений с Россией, поэтому ситуация уже не столь линейна, как в прошедшие годы. Скорее всего, главы МИДов на встрече «нормандской четверки» будут пытаться подталкивать руководство Украины к тому, чтобы оно ускорило реализацию Минских соглашений.  К тому же есть реальная надежда, что эскалации военного конфликта не повторится.

 

Если Украина предпримет попытку силовым путем вернуть Донбасс, то европейские партнеры ее не поймут и любую попытку осудят. Хотя ситуация с Донбассом и Луганском зависла, Украине придется предпринять в этом году какие-то реальные шаги, для того чтобы все-таки выполнить определенные условия Минских соглашений в вопросе федерализации с тем, чтобы закрепить за собой эти территории.

 

В Киеве тоже понимают, что бесконечно не может продолжаться подобная ситуация. А коль военный конфликт маловероятен, то Украине будет удобно на каком-то этапе демонстрировать миру, что она занимается обустройством территорий, которые прошли через войну и разруху. От Запада в связи с этим потребуется дополнительные внимание и средства. Запад уже устал кормить Украину в состоянии войны, но он еще не кормил другую Украину, которая находится в ситуации восстановления территории, пострадавшей от военных действий.

 

Можно резюмировать, что ситуация находится в стадии стагнации, но она не так уж необратимо плоха. Есть вероятности постепенного смягчения противоречий между Украиной и самопровозглашенными республиками».

 

Подготовил Андрей Петров