Конституция Украины провозглашает, что церковь и религиозные организации отделены от государства, а школа – от церкви. Тем не менее каждый украинский президент, руководствуясь «политической целесообразностью», то есть евроатлантическим выбором, пытался создать «единую поместную автокефальную украинскую церковь», под которой мыслилась новая уния.

Единственный, кто не мечтал о «славе» Герострата, – Виктор Янукович. Нет, против евроатлантизма он ничего не имел. Особенно если бы там еще и деньги давали. Но, будучи среди всех президентов единственным верующим человеком, Янукович прислушивался к мнению своего духовного наставника из Святогорской лавры старца Илии. Тот же, как и его учитель архимандрит Зосима, мог советовать только одно: держитесь матери нашей Русской православной церкви.

Погрязший в коррупции и ненавидимый народом Петр Порошенко, проев за два года богатое экономическое наследие Януковича-Азарова, проиграв войну против свободного Донбасса, потеряв Крым и сделав, похоже, необратимым процесс распада Украины, тоже решил обратиться к теме «единой церкви». Видно, усмотрел в ней палочку-выручалочку, схватив которую в руки, которые, как и у Виктора Ющенко, «нічого не крали», можно рассчитывать, что Вашингтон забудет, а Европа простит все его прегрешения.

* * *

Собрав на днях Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций, Порошенко де-факто заявил о своем отказе от канонического православия и желании создать на Украине нечто вроде религиозного серпентария.

«Очевидно, что в сегодняшней ситуации многим верующим трудно согласиться с существующим разъединением украинского православия. Конечно, я кардинально не допускаю, чтобы государство вмешивалось – и я этого не допущу – в межцерковные отношения. Это дело верующих и церквей. Но и игнорировать волю народа тоже не гоже, так же как неприемлемо допустить вмешательство в эти процессы другого государства», — изрек отступник от веры отцов и дедов.

Но здесь же он, перечеркнув собственные слова о «невмешательстве» государства, изъявил готовность «помочь» в «объединении»…

Порошенко, стремясь в своих богопротивных призывах выглядеть убедительно, даже сослался на некие социологические опросы, которые показывают, мол, что «все большее количество православных граждан хотят иметь… единую поместную автокефальную церковь, евхаристическую и молитвенно объединенную и очень важно – административно независимую от других государств».

Истины ради надо признать, что нынешнего украинского президента не первый раз поразила объединительная чесотка. В религиозно-экстатическое состояние Порошенко впадал и раньше. Например, в июле 2015 года, когда отмечалась очередная годовщина Крещения Руси. Заметим, крестилась Русь, а не Украина. Даже в воспаленных умах местных парламентариев Украина появляется значительно позже – в дни нашествия хана Батыя, от потомков которого украинский парламент теперь требует компенсацию, и не тугриками, а «зелеными».

Впрочем, президент тоже не чурается блеснуть глубокими познаниями в истории и религии. Если верить Порошенко, то не кто иной, как святой Владимир «давал отпор орде, которая двигалась с востока». Если учесть, что Владимир Святославович родился около 860 года, а войско хана Батыя подошло к Киеву в 1240 году, можно только поразиться историческим познаниям украинского президента, как и тому, что и Порошенко, и Денисенко, и Шевчук (УГКЦ) приписывают святому Владимиру «осознанный европейский выбор». Хотя, вспомним, Византия, из которой пришло на Русь христианство, как раз противостояла тогда еще дикой и в буквальном смысле немытой Европе.

Заметим, что «объединители» действуют методами привычного для них терроризма если не сами, то не мешают это делать другим. И совершенно не осуждая убийства священнослужителей, разрушения храмов, захват храмов Украинской православной церкви МП.

Надо обладать недюжинным цинизмом, чтобы после этого утверждать: «Убежден, что религиозный мир и взаимное уважение государства и Церкви является весомым достижением нашей страны, и Украина характеризуется церковным миром и согласием со времен независимости. И это наше достояние мы должны беречь и развивать».

Через четыре дня после заседания Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций, 26 апреля, было совершено нападение на дом протоиерея Анатолия Лысенко, настоятеля храма апостола Андрея Первозванного в Днепропетровске. Погибла супруга священника, отец Анатолий после пыток «неизвестными» находится в больнице в тяжелом состоянии. В приходе одной из версий причины случившегося считают тот факт, что около пяти лет назад протоиерей Лысенко отсудил у представителей «киевского патриархата» храм. Одновременно произошла попытка поджога храма УПЦ МП в Пушкинском парке Киева.

Порошенко молчал до Страстной пятницы…

И написал в «Твиттере», но не по этому поводу.

Сколько «гарантий» выдал на гора Порошенко, трудно подсчитать.

Но нельзя отрицать того, что украинские войска, собранные для проведения т.н. АТО, практически во все большие православные праздники нещадно подвергали обстрелам территорию ДНР и ЛНР, в том числе и православные храмы… В записях Порошенко, в его речах об этом и слова нет.

Надо обладать недюжинным цинизмом, чтобы ставить под сомнение принадлежность России к христианской цивилизации.

Надо обладать недюжинным цинизмом, чтобы не знать, что 22 апреля в Верховной раде, которую возглавил Парубий, был зарегистрированзаконопроект «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, которое признано Верховной радой Украины государством-агрессором».

Напомним, что именно 22 апреля Порошенко заявлял: «Убежден, что религиозный мир и взаимное уважение государства и Церкви является весомым достижением нашей страны, и Украина характеризуется церковным миром и согласием со времен независимости. И это наше достояние мы должны беречь и развивать».

* * *

Председатель Отдела внешних церковных связей Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) митрополит Луганский и Алчевский Митрофан в письме, направленном европейским правозащитным международным организациям, представительствам ведущих правозащитных международных организаций, имеющих офисы на Украине, а также посольствам основных стран ЕС в Киеве, отметил, что «особый статус» хотят предоставить именно УПЦ МП.

Если говорить открыто, то лишить ее права на регистрацию в Минюсте Украины, поскольку «руководящие центры» «находятся в государстве, которое признано Верховной радой Украины государством-агрессором».

Видимо, Порошенко, посещающий «службы» Денисенко, стоящего во главе «киевского патриархата», причащающийся в храмах УГКЦ, поддерживающий борьбу против УПЦ МП, доживет до того времени, когда вынужден будет дать ответ на вопрос: является ли он православным христианином?

Сегодня он на пути к тому, чтобы стать нерукопожатным президентом Украины…

Виталий ШИЛЕНКО | 30.04.2016