Требования к Украине у Запада единые. Расчет США состоит в том, что выполнение Киевом наиболее важных пунктов «Минска» поставит Москву в неудобное положение. Майские дни могут быть использованы Киевом для «закручивания гаек».

 

 

Украинский политический сезон обычно начинается со Дня независимости 24 августа, а завершается уходом Рады на каникулы в июне или июле. К концу этого цикла события идут по затухающей – много выходных, разгар огородного и начало отпускного сезона.

 

В этом году, похоже, ситуация будет другой. Запад срочно требует реформ и выполнения «Минска» (летом надо решать вопрос с санкциями). После националистического переворота 1-9 мая из привычных выходных превратились в дни проявления гражданской позиции. На Востоке страны гремит канонада «гибридного перемирия». На Юге неспокойно – приходится усиливать армейскую группировку.

 

А тут еще скандал вокруг трудоустройства Шустера и его скоропостижное присоединение к клану голодающих (Тимошенко, Савченко, нацист Краснов). Общественность интересует два вопроса: как Порошенко осмелился покуситься на свободу одобренного Госдепом слова и какую голодовку ведет Савик – сухую или мокрую?

 

В общем, формирование нового правительства, завершившее парламентский кризис, отнюдь не привело к стабилизации ситуации в стране.

 

Давление Запада

 

Зрада подкралась откуда не ждали – Запад все меньше поддерживает Украину и выдвигает Киеву все больше требований. Провозглашенная Порошенко «мировая коалиция в поддержку Украины» незаметно превратилась в свою противоположность.

 

Тут и голландский референдум, и синхронные заявления глав дипломатических ведомств Германии и Франции относительно необходимости выполнения Минских соглашений, и голосование французского парламента за снятие с России санкций, и перенос на сентябрь заседания Европарламента по либерализации визового режима (ишака морковки лишают!) и саммита Украина-ЕС, и увязывание получения финансовой помощи с прогрессом в проведении реформ и исполнении «Минска», и намек на возможность изменения позиции Запада по малайзийскому «Боингу» (фильм ВВС), и, в конце концов, визит в Киев Виктории Нуланд.

 

Нуланд в этот раз печенек не привезла. Она привезла розги.

 

Вариант 1 – наиболее очевидный. Киев, на самом деле, не очень хочет выполнять «Минск». Причин тому множество.

 

Киев осознает неизбежность выдвижения Россией завышенных требований и опасается, что Запад (ЕС в основном, но может и США – если они действительно намерены прекратить конфликт) решит договориться с Россией за счет Украины.

 

Выполнение «Минска» как такового грозит сильнейшей дестабилизацией ситуации в стране – демонстрация слабости власти усилит давление как парламентской («Батькивщина», прежде всего) так и непарламентской (условный «антимайдан» и радикальные националисты) оппозиции. Как минимум это грозит досрочными выборами.

 

Украинскому руководству все равно непонятно, что делать с Донбассом. Ресурсов для зачистки может не хватить. Ведение политики национального примирения не сделает из жителей региона сторонников власти, зато приведет к потере традиционного электората.

 

В конце концов, выбранная Киевом экономическая модель (сельскохозяйственная колония Запада) вообще не предполагает существования Донбасса (а также Харькова, Днепропетровска, Запорожья, Николаева, Одессы…).

 

В общем, обострение ситуации может быть представлено как причина невыполнения Минских соглашений Киевом. При этом Запад должен будет принять украинскую точку зрения – во всем виноват коварный Путин, обстреливающий украинские войска в Донбассе и направляющий своих диверсантов в Херсон и Одессу.

 

Ну а «путинская агрессия» – замечательный фон для объединения всех вокруг президента (кто не объединился – пособник).

 

Вариант 2 – поведение Киева согласовано с США. Смысл процесса тот же самый. Результат – обвинение России в нарушении «Минска» и продление санкций. Правда, это вариант Б, поскольку описанная мною выше политико-дипломатическая игра гораздо интереснее и убедительнее.

 

В конце концов, даже досрочные выборы или государственный переворот вряд ли являются для США таким уж неприемлемым развитием событий.

 

Да, это нежелательно накануне выборов в самих США, однако кризис американской политики на Украине скорее ударит по репутации Обамы, чем по результатам выборов (насколько можно понять, американская элита выбор давно сделала, а само голосование – пустая формальность).

 

При этом надо учитывать – в случае досрочных выборов или переворота ситуация на Украине принципиально не изменится. Просто к власти придут более радикально антироссийские политики, что несколько сузит для Вашингтона пространство для маневра.

 

Но основные рычаги управления страной победившей «гидности» все равно останутся у него в руках.

 

Василий Стоякин