Комплекс неполноценности – мощнейшее средство управления. Как показывает история, чем ничтожнее правитель, тем громче у него титул, чем слабее армия, тем ярче золото на погонах, чем беднее экономика, тем больше на улицах лимузинов. На страдающего комплексом неполноценности, как и на дурака, не нужен нож. Ему достаточно наврать с три короба, назвать великим, и он готов на все. В полной мере этим воспользовался посол США на Украине Дж.Пайетт, прельстивший киевскую власть перспективой «аграрной сверхдержавы». Неважно, что сверхдержавы аграрными не бывают, как не бывает осетрины второй свежести и богатырей-дистрофиков. Сам Хозяин ведь сверхдержавой назвал! Потому вперед, к свершениям.

* * *

Мыслевирус об Украине как «житнице» впору относить к основным угрозам национальной безопасности. Словно не замечая мощную космическую, авиационную, судостроительную и ракетную промышленность, киевские местечковые деятели упорно долдонят о «житнице» и аграрной державе. Безусловно, аграрный потенциал Украины, обладающей третью пахотных земель в Европе, поистине огромен. И не использовать его преступно. Но то, как его используют, преступно вдвойне.

Дисбалансы и варварское использование сельскохозяйственных земель давно стали визитной карточкой Украины. Как указывается в докладеВсемирного банка, ежегодно Украина утрачивает более 500 млн. т чернозема, а на каждую тонну производимого на Украине зерна теряется до 10 т почвы. За последние 20 лет уровень гумуса с 3,36% снизился до 3,14%. На восстановление 0,1% грунта требуется 25-30 лет, а сантиметра почвы — несколько столетий. Причиной истощения земли является стремление агрохолдингов к сверхприбылям за счет выращивания наиболее выгодных культур. Доля многолетних трав с 1990 г. уменьшилась с 12,3% до 3,7%, кормовых культур с 24,7 до 3,8%. А доля экспортно ориентированной кукурузы выросла с 8,5% до 17,5%, подсолнечника, сои, рапса с 11,6% до 27,3%.

Принося прибыли коммерсантам, истощение земель несет убытки стране. Побочные потери из-за недобора урожая на разоренных землях достигли $6 млрд., а на мероприятия по сохранению и воспроизводству плодородия почв ежегодно требуется 50 млрд. грн.

Естественно, никто эти средства на «лечение земли» не выделяет. Более того, с 2012 г. государство прекратило бюджетное финансирование противоэрозионных и почвоохранных мероприятий. А то, что стало происходить после февральского переворота, иначе как целенаправленным уничтожением сельхозпотенциала назвать сложно. Поданным бывшего народного депутата Украины А.Журавко, из-за прекращения финансирования на восстановление дренажной системы и ремонт Северо-Крымского канала он практически обезвожен, что несет угрозу опустынивания земель Херсонской обл., одного из ведущих аграрных регионов страны. Практически остановлено финансирование институтов и техникумов сельскохозяйственного профиля. В угоду МВФ с украинских аграриев сняли льготы по налогообложению, из-за падения курса гривны и инфляции растут цены на удобрения и корма, банковский кризис лишает крестьян кредита.

Вопреки бравурным заявлениям правительства А.Яценюка, отечественный сельскохозяйственный сектор глубоко болен. Так, за 10 мес. 2015 г. производство молока на Украине сократилось на 4,4%, поголовье коров на 5,2%, свиней на 2,8%, овец и коз на 4%, а птицы на 3,2%.

Несмотря на рост экспорта в натуральном измерении, в денежном доходы от внешней торговли сельскохозяйственной продукцией падают. В 2013 г. Украина продала за границу сельскохозяйственных товаров на $17 млрд., в 2014-м на $16,7 млрд., а в 2015-м на $14,6 млрд. При этом доля готовых сельхозпродуктов в экспорте за 2 года снизилась с 21% до 17%.

Сокращаются и иностранные инвестиции в сельское хозяйство Украины. Как сообщает зав. отделом инвестиций Национального научного центра «Институт аграрной экономики» Н.Кисиль, прямые иностранные инвестиции в агропродовольственный сектор экономики Украины за 9 месяцев 2015 г. сократились на 8,5%.

Тем не менее министр аграрной политики и продовольствия Украины А.Павленко рапортует, что «в 2015 г. инвестиции в сельское хозяйство составили около $1 млрд., в этом году планируем их увеличить до $2 млрд.». В планах до 2020 г. – привлечение 8 млрд. инвестиций.

Инвестиции в сельхозсектор действительно идут, но их польза для Украины вызывает большие сомнения. Киевские прозападные марионетки фактически распродают страну транснациональным корпорациям.

(Окончание следует)

Ольга ШЕЛКОВА | 05.04.2016