Вчерашний день стал знаковым для всей майданной общественности как День имени Генеральной прокуратуры Украины. Громким увольнениям и отставкам предшествовала долгая борьба, вышедшая на финишную прямую «канализированием» лично Сакварелидзе и принятием Верховной Радой долгожданной отставки генпрокурора Шокина.

Правда, есть нюанс — постановление ВР об отставке ещё должен утвердить Вальцман, или наложить вето, что тоже вероятно.

Во всей этой истории отдельной темой стоит скандал, разразившийся вокруг кражи государственных средств — финансовой помощи, которую правительство США предоставило правительству Украины на реформирование органов прокуратуры. Есть смысл рассказать немного подробней об этой афере.

А рассказать есть о чем. Дело в том, что в ней замешаны три коммерсанта — Виталий Шабунин, постоянно мелькающий на укроТВ «общественный деятель», Дарья Каленюк и Дмитрий Шерембей. Интересны эти личности тем, что входят в состав Совета общественного контроля при Национальном антикоррупционном бюро Украины (НАБУ), а Шабунин так и вообще возглавляет этот орган. Вот, собственно, список этого Совета, где практически все члены являются субъектами предпринимательской деятельности (ФЛПешники) и зарабатывают на «борьбе с коррупцией».

А, в соответствии с Положением об этом совете, утвержденного Указом Президента всея Украины от 15 мая 2015 года, полномочия члена Совета досрочно прекращаются в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении него или установления факта предоставления недостоверной информации для участия в конкурсе по формированию состава Совета общественного контроля .

Ранее на сайте НАБУ были биографии, представленные членами Совета, и их декларации о доходах от предпринимательской деятельности. Но недавно Шабунин удалил эту информацию — выдающийся борец за прозрачность государственных органов почему-то не хочет не только рассказывать о своих доходах скромного «общественного активиста», зарегистрированного как частный предприниматель, в размере 6 тыс. долларов США в месяц. А, главное, Шабунин и Каленюк скрыли информацию о том, что их соратник Шерембей, который также является членом правления «Центра противодействия коррупции» (ЦПК, есть и такой), был трижды судим за кражи в особо крупных размерах с конфискацией принадлежащего ему имущества. А с украинской версии сайта ЦПК, между прочим, тоже исчезли все упоминания о Шерембее.

Ну удалили — и ладно. Казалось бы, дело чести и совести добровольно выйти из Совета и ЦПК. Не выходят, поскольку место «жирное». Вот за это «вымя» и подергал Шокин, вогнав в панику не только вышеупомянутых деятелей, но и самого господина Пайета, посла США в нэзалэжной, и многих заокеанских деятелей. Вопрос то даже не в позорных фактах биографии трио комерсов, а в том, что эти факты тщательно скрывались от общественности. А это значит, что Шабунин, Шерембей, Каленюк — это люди, которых те, кто знал о бурной молодости Шерембея, легко шантажировали и руководили их голосованиями.

Почему? Дело в том, что фактическими отцами — основателями ЦПК являются Шерембей и Шабунин. Вся троица — это лица, которые подали заявку на регистрацию. Потому ЦПК формально зарегистрирован как общественная организация и основателей иметь не может — там только, типа, «члены общественной организации». Практически все финансовые потоки — а это более 4 миллонов долл. — которые идут от посольства США или Госдепа в аккурат на Шабунина, имеют одну особенность — обязательно часть денег Шабунин переводит адвокатской компании «Арцингер», одним из фактических владельцев которой является Виталий Касько, экс — заместитель Шокина. И истерика, которую посол США и Шабунин устраивали в защиту Касько, вполне возможно, имеет простое основание. Понятно, что посол не может брать «откат» наличными, идет перевод на какие-то тайные счета. Вполне вероятно, что как раз именно этим в интересах грантодателей занимается «Арцингер».

А что тут такого? Это — стандартная практика. Все грантодатели получают откаты. Причем, это обсуждается даже во время переговоров между МВФ и Украиной или между министерствами и донорами финансовой помощи. Например, если выделяется финансовая помощь для приобретения лекарств, то обязательно указывается, что определенная часть препаратов будет приобретена в определенной фирме по определенной цене. Бывают и более простые способы, когда прямо называются счета, на которые следует переводить «откаты». Американские дипломаты и чиновники никогда не станут заниматься таким на территории США, но на территории стран третьего мира — это обычное явление. В Госдепе об этом знают, но это рассматривается, как премия за работу в сложных условиях.

В нашем случае скорее всего имеет место стандарт — это 10%. Но остальные деньги должны быть потрачены на финансирование определенных организаций в Украине. Главное требование посольства США — чтобы деньги переводились адвокатской компании «Арцингер». Проще говоря, финансовый поток Госдепа идёт на «реформирование» ГПУ (подписал Сакварелидзе) и поступает на грантоедские счета ЦПК (Шерембей) и Совета при НАБУ (Шабунин). Оттуда через адвокатскую контору «Арцингер» (Касько) уплывают откаты на тайные счета, указанные Пайетом.

Шокин всю эту кухню накрыл. И для начала со скандалом уволил Касько. Вспомните, как на протяжении уже полугода и Пайет, и многие заокеанские деятели вопили в один голос о неприемлемости Шокина на посту генпрокурора. После увольнения Касько зуд в заднице американского посла явно усилился, истерика не утихла — деньги то разворовывались американских налогоплательщиков, хотя и внебюджетные.

А тут ещё зам Шокина Столярчук «подлил масла в огонь», во всеуслышание заявив о желательности допроса Пайета в качестве свидетеля по коррупционным делам в ГПУ. Ну и нашла «коса на камень» — ВР увольняет Шокина, а тот успевает уволить пройдоху Сакварелидзе. И никакие майданы от укротаджика Найема не спасли бриллиантового батоно Давида.

Думаю, впереди нас ждет веселый и увлекательный триллер, поскольку документы по расследованию деятелей — реформаторов уже ушли в американское ФБР. А с чего всё началось ? Всего то с наезда по беспределу на людей Шокина в ГПУ командой грузинских «реформаторов», эра которых, видимо, подходит к закату.

Для справки:

Прокурор ГПУ Владислав Куценко сообщил, что Генпрокуратура проверит, не были ли расхищены 2,2 миллиона долларов, выделенные США на реформу ведомства. Средства предназначались для проведения кадровых конкурсов, в частности, для разработки тестов для сотрудников прокуратуры. Донором выступал Государственный департамент США, реципиентами – ГПУ, Одесская облгосадминистрация и «Центр противодействия коррупции».

В ГПУ уже открыли уголовное производство по ч. 5 ст. 191 Уголовного кодекса (присвоение чужого имущества).

Источник