Промышленность явно мешает Украине стать богатой и успешной страной

 

Посол США в Украине Джеффри Пайетт высказал мысль, что Украина может стать аграрной супердержавой. Мысль не новая, об этом много писали и до него. И действительно, Украина могла бы стать неким аграрным монстром в мире, тогда ее будут уважать или, точнее, бояться того, сколько она будет продавать или не продавать продуктов питания в мире. Если Россия может хвастаться в мире своей нефтью, то почему Украина не может хвастаться в мире своим подсолнечным маслом? Кстати, о подсолнечном масле.

 

 

Украина действительно является мировым лидером по производству и продаже подсолнечного масла в мире. Украина производит около 30% всего подсолнечного масла в мире, и на ее долю приходится около 54% всего мирового экспорта этого продукта. К слову, еще в 2001 Украина продавала на экспорт подсолнечного масла в 10 раз меньше. Но за это время многое изменилось, и экспорт подсолнечного масла стал одним из важнейших направлений украинского экспорта. Его доля в экспорте Украины составляет около 8-10%. Так что в этом направлении аграрного бизнеса Украина достигла больших успехов. Во многом благодаря крупному зарубежному капиталу, который и сделал из Украины масляного монстра. Было бы логично и дальше наращивать производство этой продукции. Хотя не стоит забывать о проблеме, связанной с тем, что выращивание семян подсолнуха существенно уменьшает плодородие земли. Поэтому очень опасно бесконтрольно выращивать исключительно семена подсолнуха – это может привести к быстрому истощению плодородия украинских земель, и никакие черноземы не спасут. Но, опять-таки, это все можно решать за счет севооборота, но без рынка земли, когда сельскохозяйственная земля будет в собственности крупного аграрного бизнеса, организовать полноценный севооборот невозможно. Аренда — это всегда неэффективно. Тут нет гарантии, и поэтому производители стараются максимально выжать из земли, пока действует договор аренды. Решить эту проблему может только собственность на сельскохозяйственную землю.

То же самое касается выращивания и продажи на экспорт кукурузы. Это вторая по значимости агарная культура в Украине после семян подсолнуха. В общем мировом производстве кукурузы Украина занимает около 3%, но зато среди экспортеров кукурузы на Украину приходится около 12% мирового экспорта этой культуры. И время от времени Украина даже занимает 2-3-е место в мире по экспорту кукурузы. Эта техническая культура сейчас имеет стабильный мировой спрос, и Украина с ее черноземами способна накормить мир этой продукцией.

 

Что касается пшеницы, то доля Украины в мировом производстве этой культуры не превышает 3%, а вот доля экспорта Украины — около 10% на мировом рынке. Довольно значимые позиции занимает Украина на мировом рынке ячменя и более-менее заметные позиции на рынке овса и ржи.

 

Зерно, зерно и еще раз зерно – это то, что Украина может выращивать и может продавать на экспорт. Сейчас сбор зерна находится на уровне 50-60 млн тонн, но с использованием новых технологий можно довести показатели до 100-120 млн тонн. И, опять же, для этого нужен рынок земли, когда крупные международные корпорации будут владеть землей в собственности, и тогда они смогут инвестировать деньги в развитие аграрного бизнеса.

 

Что касается рынка мяса, то Украина может похвастаться только успехами птицеводства. Но и тут позиции небольшие. Доля Украины на мировом рынке экспорта мяса птицы всего до 2%. Хотя и это успех. Когда-то Украина была не экспортером, а импортером мяса птицы. Что касается свинины и говядины, то Украина производит и экспортирует мало. Тут сложно ожидать чего-то нового. Пока что мясо птицы – это все, что может предложить Украина мировому рынку и что она может наращивать для будущего развития рынка.

 

Что касается молокопродуктов, то позиции Украины на мировом рынке слабенькие. Раньше Украина на мировом рынке твердых сыров занимала 4-е место, теперь даже не попадает в десятку мировых экспортеров. Украина контролирует около 1,5% рынка экспорта сухого молока и менее 1% экспорта сливочного масла. И это все. Может быть, найдутся олигархи, которые захотят инвестировать деньги в молочный бизнес?

 

Итак, что же мы имеем в сухом остатке анализа аграрной супердержавы? Пока только подсолнечное масло и зерно. Другие направления малосущественны для экономики в целом. Но теперь осталось дело за малым – запустить рынок сельскохозяйственной земли и перепродать ее крупным транснациональным компаниям, в том числе из США. Скорее всего, об этом и думал посол США в Украине Джеффри Пайетт, когда говорил, что Украине обречена стать аграрным монстром в мире. Для этого, возможно, было бы целесообразно не только запустить рынок сельскохозяйственной земли, но и распилить на металлолом большинство украинских промышленных предприятий, а земли культивировать и распахать под поля. Почему бы и нет. Это как раз отвечает рекомендациям США и во многом будет положительно воспринято властями Украины и ЕС. Промышленность явно мешает Украине стать богатой и успешной страной. Зачем нам заводы, если будущее Украины — это: «…Садок вишневий коло хати, джмелі над вишнями гудуть».

 

Александр Охрименко