Споткнувшись в Крыму и в Донбассе, Запад предпочитает игнорировать существование «украинского вопроса»

 

 

Западные государства понимают, что Украина не выполняет Минские соглашения, но не готовы критиковать за это Киев. Об этом в интервью «Коммерсант FM» рассказал постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин:

 

«Сейчас наши западные коллеги почему-то перестали собирать заседания Совета Безопасности по этому поводу, которые они собирали бесконечно в 2014 году. Я думаю, они, в общем, понимают, что в данном случае именно Киев не может выполнить минские договоренности. Но они не готовы Киев за это критиковать. А собрать Совет Безопасности и начать обсуждать этот вопрос — значит, поставить себя перед необходимостью отвечать на наши совершенно ясные аргументы по поводу реализации комплекса мер, согласованных 12 февраля прошлого года. Они этого не хотят — они просто говорят, что поддерживают Украину, а Россия пусть поспособствует соблюдению минских договоренностей».

 

Кроме того, дипломат опроверг обвинения России в попытках отвлечь внимание от своих неправомерных действий, перенеся его на аналогичные действия оппонентов:

 

«Был разговор по Крыму, конечно, идет разговор по Востоку Украины. Но я бы не стал говорить, что нас постоянно обвиняют в нарушении международного права. Потому что у каждого есть, что называется, послужной список, у нас есть свой послужной список, у них есть свой послужной список, иногда в историю очень неплохо заглянуть. Вы помните, когда крымская проблема обсуждалась, мы вспомнили, что французы, скажем, аннексировали остров Майотта, когда там происходила деколонизация в 1960 году, они взяли и из Коморских островов вычленили один остров, Коморские острова отпустили, а на Майотте провели свой референдум и там 60% проголосовало за то, чтобы оставаться в составе Франции, и они остались в составе Франции, хотя так же их обвиняли в аннексии. И более того, там тоже была резолюция Совета Безопасности, которую французы заветировали точно так же, как мы заветировали резолюцию по Крыму. Так что, когда они критиковали нас по Крыму, мы говорили о том примере, который есть у них в послужном списке. Да, такая полемика бывает».

 

Постпред России также просит не проводить аналогий между Крымом и Косово, независимость которого страны НАТО признали с формулировкой «для того, чтобы избежать большой крови»:

 

«Что касается Косово, хотя это, может, просто такой общий вопрос, то надо различить, о чем речь идет. Вот, скажем, если бы они просто говорили, что пошли на неправовые бомбежки для того, чтобы уберечь страну от большой крови, это было бы одно. Но когда они через шесть лет после этого объявили независимость просто решением парламента, тут уже никакой угрозы от Сербии не было. Надо было вести работу, надо было обеспечить возвращение сербов в Косово и так далее. Если уж они нам говорят, как надо было проводить референдум в Крыму, то им тоже надо было соответствующим образом проводить референдум. Они же ничего этого не сделали. То есть аргумент о том, что сберегли от большой крови, с точки зрения провозглашения независимости Косово никак не работает. С точки зрения бомбардировок, как бы мы против них ни выступали, можно сказать, что вот они отбомбились, прекратили воевать и прочее. Я скорее с этим не согласен, но, по крайней мере, понятна логика. Но в случае с независимостью в 2008 году, через девять лет после всего этого дела, когда уже там Милошевича не было, никакой угрозы от Сербии не было, это совершенно не работает».

 

При этом, говоря о Крыме, Чуркин подчеркнул, что там была совершенно иная ситуация:

 

«Это опять же другая ситуация. Там была реальная угроза со стороны Киева, а в 2008 году уже натовские войска стояли в Косово. Там было натовское военное присутствие. Там уже ни о какой крови для косоваров не могло идти речи. Там в присутствии натовских войск антисербские погромы были — это да. А уж никто никаких погромов в отношении албанцев не устраивал. Вы помните, была забавная оговорка президента Обамы, причем оговорка странная, поскольку он читал подготовленную речь, когда он сказал, что в Косово провели референдум при содействии ООН, при содействии окружающих стран, и провозгласили независимость. Забавно, что ничего этого не было! То есть если даже президент Обама считает, что для того, чтобы это было правильно, в Косово надо было провести референдум при содействии ООН, то очевидно, что коль скоро это все сделали без референдума, это все было неправильно, не в правовом поле».

 

— Вопрос Украины действительно отошел на второй план в ООН, — уверен политолог Юрий Городненко. — И тут нет ничего удивительного. Запад всегда поступал по принципу: если проблема не решается или хуже того, можно получить отрицательный результат, надо сделать вид, что вопроса не существует. В целом же политика Вашингтона и Лондона на украинском направлении очень напоминает знаменитый тезис Льва Давыдовича Бронштейна, высказанный в 1918 году: ни войны, ни мира. То есть вроде бы дело к войне между Россией и Украиной больше не ведем, но и урегулировать кризис отказываемся.

 

— Почему Запад постоянно повторяет мантру: «Россия должна выполнить Минские соглашения»? Но разве Россия по этим соглашениям вообще что-то должна?

 

— Мы живем в мире, когда благодаря СМИ можно любую глупость сделать вершиной мудрости. Старый «добрый принцип» партайгеноссе д-ра Геббельса: если ложь повторить тысячу раз, то на станет правдой. И самое интересное, в нашем мире этот принцип действительно успешно работает. Кстати, везде.

 

Если тысячу раз в разное время повторить, что «Россия должна выполнить Минские соглашения», хотя она даже не является страной, подписавшей договоренности в Минске, то даже самый устойчивый к манипуляциям человек поверит, что это так. Уверяю вас. Такая сущность человеческой психики.

 

— Запад не то, что потерял интерес, — он ищет повода избавиться от этого явления, — считает украинский публицист Юрий Кот.

 

— Чуркин говорит, что на Западе понимают, что Киев не собирается выполнять «Минск-2», при этом отказываются его критиковать за это, предпочитая умалчивать проблему. Как они тогда рассчитывают ее решить?

 

— Надежда у них одна — на Россию. И нести ответственность за содеянное они не хотят и не собираются. Как говорится, «кто-то пусть платит за девушку, а танцевать будут они». Признавать свое участие они не хотят прежде всего потому, что не хотят платить за восстановление государства. Да и потери политических дивидендов в этом случае очевидны. Выполнять «Минск-2» Киев не будет. Нынешний Киев. И Европе это выгодно. На фоне развала коалиции, на фоне невероятного кризиса создаются условия умыть руки и сохранить лицо.

 

— Почему Европа слепо следует формуле «Россия должна выполнить Минские соглашения», придуманной американцами? Понимают ли там, что Вашингтон их загнал в ловушку, заставив расписаться в невозможности снятия санкций, которые бьют именно по Европе, но никак не по Америке?

 

— Во-первых, Европа не однородна в отношении к происходящим на Украине процессам. Во-вторых, власть, которая делает заявления от имени народа и сам народ — это две большие разницы, как говорят у нас в Одессе. Конечно, люди страдают, предприниматели, рядовые граждане. Конечно, европейские власть предержащие уже не могут спрыгнуть с поводка, на который их посадили США. Но все меняется. И уверен, что к лету все кардинально изменится и в самой Украине, и в отношении Европы к ней, и участии США, и влиянии России. Конечно, эта мантра про обязанность России выполнять Минские соглашения, не может звучать вечно. Да и не будет.

 

— Великие державы никогда не были склонны признавать своих ошибок, — напоминает политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок. — В экспертном сообществе Европейского союза и США весьма критично сейчас смотрят на попытки форсированной «евроинтеграции» Украины и видят прямую связь между этим и последующими событиями, прежде всего войной в Донбассе. Однако на уровень официальной риторики эти экспертные мнения не выходят.

 

Критика России со стороны западного официоза, однако, не означает исключения нашей страны из процессов по урегулированию ситуации на Донбассе. Но любые подвижки в направлении мира западным официозом интерпретируются как достигнутые не благодаря, а вопреки России.

 

— Можно ли, по-вашему, сравнивать Крым и Косово? И там, и там говорили о недопущении большой крови…

 

— Сравнивать Крым и Косово можно, при этом обращая внимания на множество нюансов, отличающих эти случаи. На Западе многие говорят, что отделение Косово «более легитимно», чем отделение Крыма, по той причине, что Косово после своего отделения от Сербии не присоединилось к Албании, а существует как независимое государство. Этот аргумент, на мой взгляд, не выдерживает никакой критики.

 

Во-первых, если признавать легитимность отделения от одного государства той или иной территории, то затем легитимно отделившаяся территория имеет полное право присоединяться к любому другому государству или же возвращаться обратно в состав прежнего. Во-вторых, в Косово, большинство населения которого составляют этнические албанцы, сейчас активно готовятся к тому, чтобы объединиться с Албанией.

— Почему, с точки зрения Москвы, Крым имеет право на самоопределение, а ДНР и ЛНР нет — ведь там тоже прошел референдум. Кстати, референдумы были в свое время и в Абхазии, и в ПМР. И кровь там пролилась…

 

— Право на референдум есть у всех, но и у Москвы есть право признавать, не признавать или частично признавать эти референдумы. Официально российское государство заявило, что внимательно следило за референдумами в провозглашённых республиках Донбасса, туда в качестве наблюдателей ездили многие российские и зарубежные политики и общественные деятели. Россия приняла к сведению волеизъявление народа Донбасса. Та помощь гуманитарного, материального и политического характера, которую Москва оказывает всё это время ДНР и ЛНР, как раз подтверждает, что референдумы были приняты всерьёз.

 

Жители народных республик Донбасса, Приднестровья понимают, что Россия не останется в стороне, если Киев или Кишинёв пойдут в наступление. Россия не допустит геноцида на своих границах, не оставит людей, которые в неё верят и поднимают российские флаги. Это уже вопрос не только морально-нравственный, но и геополитический.

 

— Успех в сирийском урегулировании как-то повлияет на отношение к России на Западе? Можно ли рассчитывать на то, что это повлияет на ход урегулирования украинского конфликта?

 

— Согласно американскому, да и отчасти европейскому официозу, войну с террористами в Сирии ведут США с некоторой помощью их союзников. Россия же рисуется как медведь, который без спросу влез в конфликт и больше мешает, чем приносит пользу. Конечно, сирийцы, а также западные военные и разведка, находящиеся непосредственно на месте, понимают, что роль России в борьбе с ИГИЛ* по факту является ключевой. Но политики в Брюсселе и Вашингтоне говорят другие слова.

 

Успехи России в Сирии могут двояко повлиять на разрешение украинского конфликта. Россия показала реальные способности своих вооружённых сил и своей дипломатии на международной арене. Это вызывает определённые опасения, а в некоторых случаях, возможно, и ревность в некоторых кругах на Западе. Поэтому через Украину могут попробовать «наказать» Россию за сирийские успехи. С другой стороны, в оппозиционных кругах того же Запада, как и в арабском мире, растёт уважение к России ровно по тем же причинам. Поэтому нельзя однозначно сказать, как сирийская активность Москвы повлияет на украинский дипломатический фронт.

 

— Чуркин говорит, что заявление Асада диссонирует с дипломатическими усилиями, которые предпринимает Россия, и что Асад должен больше прислушиваться к Москве. Не находите ли вы, что тут такая же ситуация, как с «Минском-2»: многие ополченцы считают, что в Минске произошло предательство их интересов. Не будет ли аналогичным образом воспринято отступление сирийского президента от намерения отвоевать всю Сирию?

 

— Формулировки дипломатов всегда отличаются от формулировок политиков, а те и другие — от формулировок солдат на фронте. Здесь нет ничего необычного. И отсюда не следует, что есть непреодолимые противоречия по существу. Воины хотят победы. Дипломаты пытаются сгладить острые углы и формально закрепить то, что достигнуто военными без негативных последствий для своих государств. Политики находятся где-то посередине, набирая политические очки и зачастую меняя риторику в зависимости от ситуации на дипломатических или военных фронтах. Ровно это мы видим сейчас и в Сирии, и в Донбассе.

 

Дмитрий Родионов