Почему федерализация лучше децентрализации

 

Киевский областной совет – зажиревший такой, богатый – попросил верховную власть утвердить и организовать выборы глав областных администраций – собственно то, что просили в Донецке и Луганске в конце апреля 2014 года.  Так что же, теперь будет АТО против Киевского облсовета?

 

 

 

Напомню: мятежный Донецк и Луганск выдвигали три требования до начала т.н. АТО. Об этих требованиях говорил и даже пытался внести закон в Раду Сергей Тигипко – один из немногих политиков, рискнувших тогда поехать на Донбасс.

 

Требования были просты: права русского языка, культурная автономия… и выборы губернатора с возможностью его смещения (импичмента).

 

Тогда Киев отказался обсуждать требования мятежников, объявив их террористами. Началась война. В результате Киев утратил контроль над двумя областными центрами, а Минские договорённости, которые теперь продавливают Берлин и Вашингтон, предусматривают значительно более широкую автономию, нежели первоначальные требования Донбасса.

 

Так нужны ли были эти два года войны? И почему теперь «еретические» требования поднимаются уже в Киевском облсовете?

 

А всё очень просто.

 

Причина — в усыхающих бюджетных потоках.

 

Накануне был опубликован прогноз роста экономики Украины. Самый радужный и, безусловно, завышенный – это вариант от МВФ. Согласно документу, только к 2021-ом Украина, возможно(!), достигнет уровня экономики 2013-ого.

 

Объявленная властями децентрализация сейчас –  это урезание социальной ответственности Киева перед регионами на фоне экономического падения и отпуска регионов на выживание самостоятельно.

 

Кстати, украинские СМИ забывают: в составе Украины уже давно есть регион с особым статусом – и это не ДНР и ЛНР. Это — Киев.

 

В столице своя бюджетная политика, своя выборная власть, свои налоги, свои отдельные дотации из бюджета. А теперь Киевская область захотела ещё и выбирать губернатора, полностью постепенно отрываясь в экономическом плане от других регионов.

 

Идея Минских соглашений об особом статусе Донбасса – это идея примирения, начальная стадия федерализации.

 

Вместо этого Порошенко вытащил из пыли проект десятилетней давности – проект польской децентрализации.

 

В отличие от федерализации, она лишь усилит имущественное разделение между регионами внутри Украины – будет порождать неизбежные конфликты вместо примирения.

 

Регионы Польши приблизительно равны в экономическом развитии, эта страна куда более едина, нежели Украина, — культурно, в своей геополитической ориентации.

 

Украине не подходит польский сценарий децентрализации. В отличие от Польши, часть украинских регионов — глубоко дотационные. Теперь же им предлагают понести долю расходов, которые в прошлом ложились на Киев, например, финансирование образования.

 

Федерализация предполагает крупные макрорегиональные частично автономные субъекты, а децентрализация «по-польски» — атомизирует региональное деление, углубляет падение одних регионов за счёт других.

 

К тому же, в Польше реформа децентрализации заняла около 7 лет — при отсутствии войны и огромных вливаниях дотаций из бюджета ЕС.

 

Федерализация – это шаг к прекращению гражданского столкновения, а, значит, шаг к целостности через реальную демократию. Децентрализация – это расширение гражданского столкновения и хаоса на местах.

 

Василий Муравицкий