О расширении НАТО говорится много. О «миролюбии НАТО» политики и политологи из Брюсселя говорят очень много. Однако опросы общественного мнения показывают, что общество России не доверяет этим разговорам и в миролюбие верят очень мало. НАТО называют агрессивным блоком около 50% опрошенных россиян, в расширении НАТО видят угрозу 60% наших жителей.
Естественно стремление новых государств на территории бывшего СССР или каждой из стран Восточной Европы обеспечить себе дополнительные гарантии безопасности, связанные с изменениями и неравномерностью развития, но это не должно идти в ущерб другим странам.
Поэтому расширение НАТО в 1999 году после принятия 23-24 апреля 1999года «Стратегической концепции НАТО» и в 2004 году вызывают обоснованные опасения, беспокоит и настораживает страны СНГ. Тем более, что после окончания «холодной войны» и с ликвидацией Варшавского договора, по мнению россиян, смысл НАТО потерян. Ожидалось, что и альянс прекратит существование. Вместо этого США и их союзникам удалось сохранить Альянс вместе с статьей 5 с ее принципами коллективного ответа на военную угрозу любому из членов блока и привязку США и Канады к сообществу европейских государств. Больше всего вызывают опасения возможности осуществлять военные операции вне зоны ответственности блока, зафиксированной в Вашингтонском (1949 г.) договоре. Появление серых неконтролируемых зон и дисбаланс в вооружениях порождают новые проблемы в контроле над обычными вооружениями. Приблизившейся к границам СНГ Североатлантический альянс, невнятно обосновывающий свое продвижение к Черному и Каспийскому морю, создающий свои базы в Средней Азии и не уменьшающий ни одной реальной угрозы, будь то наркомания или незаконная миграция, несет угрозу своими решениями действовать без определения границ своих действий. Настораживает и возможное развязывание нового вооруженного конфликта с Ираном. Страны — члены НАТО сократили частично свои военные арсеналы, однако и оставшиеся силы многократно превосходят военные возможности стран СНГ, что не может настораживать общественность наших стран. Степень информированности этого процесса в Российском общества невелика.
США в своей концепции «Большой Европы» допускают участие России, но только в качестве младшего партнера на пространстве Евразии. При этом на Западе полагают, что «имперская Россия» не может быть «демократической». Этот основной посыл затушевывается высокопарной риторикой о партнерстве. В рамках подобного видения программы «Большой Европы» России предлагается единственный геополитический выбор — это беспрекословно признавать любое расширение на пространство бывшего СССР именно «трансатлантической» Европы — военно-политической комбинации под эгидой США, ЕС и НАТО.
По итогам подобного процесса расширения, России обещают возможность трансформации и модернизации ее общества. До последнего момента процесс выглядел, как расширение Европы, за которым во втором эшелоне шло НАТО. В комплексе это и следует именовать «трансатлантической Европой». Проект трансатлантической зоны свободной торговли, будь он запущен в 2015 году, является развитием проекта «трансатлантической Европы». После 1991 года России, вернее тому, что от нее осталось или еще останется в будущем, Запад предлагает стать в отношениях с Европой аналогом кемалистской Турции.
От некогда мощнейшей группировки на Центральноевропейском театре военных действий (ЦЕТВД) остались рожки да ножки. На момент окончания «холодной войны» только США держали в Западной Европе 300 тыс. человек, 2100 танков и 500 самолетов. К началу 90-х годов эти силы былы сокращены на 75 %. На днях министр обороны США сообщил о планах переброски в Европу одной сухопутной бригады в 5 тыс. человек, но она погоды не сделает.
О силе НАТО мне пришлась подробно объяснять в книге «Интервенция США и НАТО, против Ливии и ее последствия ладя Сирии, Ирана, Кавказа: русский взгляд: «За девять месяцев войны была продемонстрирована несостоятельность политической и военной координации в блоке НАТО. Выступавшая инициатором военной операции Франция ничего не смогла бы сделать с М. Каддафи без американских помеха — постановщиков (самолётов РЭБ – радиоэлектронной войны заправщиков, самолетов ДРЛО и крылатых ракет. Англичанам, чтобы задействовать ради престижа десяток истребителей-бомбардировщиков «Торнадо», пришлось оставить без запчастей большую часть их парка в Англии и прекратить полеты истребителей ПВО страны. Операция в Ливии является весьма ограниченным военным конфликтом. И если европейцы уже спустя месяц – два после ее начала испытывают нехватку боеприпасов, то следует спросить, к какому типу войны они вообще готовились? Эта война в очередной раз показала уровень никчемности (без США) военной машины Европы (НАТО) и уровень ее деградации».. – Ред.), А.Ц. Прошедшая война в Ливии в 2011 году показало, низкий уровень боеготовности военной машина Европы (НАТО без США) и уровень ее деградации..
На момент распада СССР у нас было 63 тыс. танков. К 2010 осталось 22 тыс. Сейчас в войсках насчитывается всего 2500 танков, еще 10 тыс. находятся на базах хранения в законсервированном виде. Не так уж и много, если не сравнивать с танковым парком европейских стран… У ФРГ – около тысячи машин (здесь и далее – подсчет вместе с законсервированными), Франция – 800, Англия – 380, Голландия и Бельгия танковые парки вообще ликвидировали. Короче, мы снова впереди всей разоружившейся планеты, кроме США и Китая!
Бедственное положение НАТО усугубляется еще двумя факторами: экономическим кризисом и необоснованным увеличением количества входящих в Североатлантический блок стран. И если первое – стечение непреодолимых обстоятельств, то во втором виноват сам блок НАТО. В лучшие времена противостояния с СССР альянс был мускулист, поджар и состоял из 16 стран. В последующие годы он обрюзг и растолстел аж до 28 членов, включая такие сомнительные с точки зрения обороноспособности приобретения, как Албания. Помимо общей неповоротливости больших структур, это дает эффект размазывания сил небольшого количества стран-доноров по территориям всех прочих нахлебников. Например, небо Латвии, Литвы и Эстонии, которые практически отказались от собственных ВВС, вынуждены сторожить боевые самолеты прочих членов НАТО на ротационной основе.
Слабый блок НАТО может быть опасен хотя бы тем, что у него осталось 130 единиц американского тактического ядерного оружия. Авиабомбы до сих пор хранятся на складах Бельгии, Голландии и Германии.
Военные бюджеты: 950 млрд долл. в год у альянса и менее 90 млрд долл. у России. Или по общей численности вооруженных сил: 3,5 млн у НАТО и 766 тыс. В блок входят 28 стран с суммарным населением 888 млн человек. На бумаге на всех имеется 3,9 млн солдат, более 6 тыс. боевых самолетов, около 3,6 тыс. вертолетов, 17,8 тыс. танков, 62,6 тыс. всевозможных бронемашин, почти 15 тыс. орудий, 16 тыс. минометов, 2,6 тыс. установок залпового огня и 302 боевых корабля основных классов (включая подводные лодки)..
По словам командующего сухопутными войсками США в Европе генерал-лейтенанта Бена Ходжеса, «усиление присутствия НАТО в странах Восточной Европы успокоит страны Балтии и Польшу, которые боятся действий России в Украине». С этой целью в рамках операции «Атлантическая решительность» на территории некоторых стран Восточной Европы будет размещено около 150 танков и другой бронированной техники США, а также контингент сухопутных войск. В настоящее время в Европе уже находится около 30 тыс. американских военнослужащих, размещенных на военных базах в Германии, Италии и Бельгии. По признанию нового генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, альянс в пять раз увеличил свою военную активность в Южной и Восточной Европе.
Необходимо отметить, что с 2014 года значительно возросла интенсивность полётов разведывательной авиации США и стран НАТО над территорией прибалтийских стран, акваториями Балтийского и Баренцева морей – до 8–12 вылетов в неделю. При этом маршруты полётов на разведку проходят в непосредственной близости с Российской Федерацией, что позволяет вести радиоэлектронную разведку на глубину до 500 километров и отслеживать режимы работы и характеристики радиоэлектронных средств управления войсками, ПВО и авиацией. Практически ежедневно выполняются полёты стратегических разведывательных самолётов ВВС США RC-135. Так, в 2014 году выполнено более 140 полётов RC-135 по сравнению с 22 полётами в 2013 году.
1 мая 2014 года заместитель генерального секретаря НАТО Александр Вершбоу заявил, что Россия теперь является не партнером, а врагом Альянса. Он сообщил журналистам, что НАТО планирует разместить значительное число боевых частей в Восточной Европе с целью «защиты» этого региона. Ложные заявления об угрозе со стороны России, по словам эксперта, очень эффективны. Они могут заставить Москву колебаться тогда, когда она может вмешаться и решительно повлиять на ситуацию. Тем временем НАТО сконцентрирует свои войска на границах России от Балтийского моря до Центральной Азии. Это может отвлечь российское правительство от событий на Украине, тем временем давление, оказываемое на русских в соседней стране, оставшееся без ответа, дискредитирует его.
К сожалению, НАТО фактически превращает Балтийский регион, и Черноморский регион который был спокойным регионом с военной точки зрения, в сферу военного противостояния с Россией. Все те усилия, которые приложили страны Балтии и Польша, чтобы заполучить на свою территорию иностранные войска, не укрепляют их безопасность. И с точки зрения военных балансов любое нарушение лишь увеличивает риски военных инцидентов и усиливает напряжённость (Постоянный представитель России в НАТО Александр Грушко). В Литве прошло крупнейшее учение НАТО «Железный меч-2014». В учении было задействовано 300 единиц различной боевой техники и более 2,5 тысячи военнослужащих из 9 государств – членов НАТО. Заявленная цель учений – укрепление обороноспособности Литвы и других стран Балтики, отработка согласованности совместных действий в выполнении боевых задач в меняющейся обстановке и по различным военным сценариям. Военные манёвры подразделений НАТО не обошли стороной и территорию Латвии.
Так, в октябре на полигоне в Адажи прошло учение «Серебряная стрела-2014» с участием 2100 военнослужащих из Латвии, США, Эстонии, Греции, Великобритании и Норвегии. Характерной особенностью последних натовских учений в странах Балтии стало то, что после их завершения прибывшие иностранные войска «недоуходят». В Эстонии, Латвии и Литве остались по 600 военнослужащих альянса, танки «Абрамс» и бронетранспортёры «Бредли». Их пребывание здесь будет проходить на ротационной основе, чтобы нельзя было обвинить НАТО в создании на территории Балтии постоянных военных баз. Однако суть от этого не меняется – происходит наращивание натовских войск у российских границ.
Командующего сухопутными войсками армии США Бена Ходжеса заявлял о намерении европейского командования США «отразить российскую агрессию». По его словам, к концу 2015 года Пентагон собирается разместить в Польше и странах Балтии, то есть вблизи российских границ, полную бронетанковую бригаду, три манёвренных батальона, артиллерийские и инженерные части, а также подразделение разведки.
В НАТО теперь панически боятся агрессии с нашей стороны. Особенно, конечно, в странах Балтии и Польши, где вполне адекватно оценили то, как безропотно НАТО сдало Грузию в августе 2008-го и Украину в марте 2014-го. И спроецировали это на себя. Как замечательно написала в марте одна из польских газет, «спасибо Путину за очередное напоминание нам о том, что нынешнее НАТО – это даже не бумажный тигр, а мыльный пузырь».
Североатлантический альянс не готов отразить потенциальную угрозу со стороны России: у стран — участниц НАТО может просто не хватить политической воли и способности действовать сообща, предупреждает комитет по обороне нижней палаты парламента Великобритании. НАТО должно пересмотреть статью 5 Североатлантического договора, в которой коллективная атака сил Альянса ожидается в случае «вооруженного нападения на одного и более членов» НАТО должно реагировать на любые угрозы, включая информационную войну и психологическое давление путем дислокации большего числа войск. Ответной мерой НАТО может стать разработка новых приемов борьбы с атаками в кибер- и информационных пространствах, а также партизанскими отрядами «ополченцев», предлагается в докладе. Кроме того, командование Альянса должно обеспечить постоянное присутствие, подготовку и учения армейских подразделений в странах Балтики, направить туда больше военного снаряжения и усилить натовские силы быстрого реагирования.
Украина наглядно продемонстрировала и другой ключевой момент. Армия это нечто большее, чем простая совокупность людей, автоматов, танков и бронемашин. Армия, прежде всего, является структурой. Так вот, в структурном смысле к НАТО относятся не все национальные ВС стран-участниц, а лишь примерно треть из них.
Причем эта треть тоже делится на три очень разные категории. Примерно 15% формирований (т.е. 15% от тех 30% национальных армий, которые «приписаны к альянсу») являются так называемыми «Силами первоочередного задействования» (RNF). Они содержатся по штатам в 75-85% от военного времени и готовы приступить к выполнению боевой задачи в течение 7 суток с момента получения приказа. Еще 25% содержатся в категории «оперативной готовности» (60% от штата) и могут быть использованы через 3-4 месяца. Остальные 60% частей требуют не менее 365 суток на приведение себя в боевую готовность. Все прочие войсковые подразделения стран-участниц содержатся по штатам, предусмотренным их национальными военными программами. Учитывая непрерывное сокращение военных бюджетов, многие из них стали, по советской терминологии, «кадрированными».
Организация Североатлантического договора приступила к проведению крупнейших за весь период по окончании эпохи холодной войны совместных учений своих воздушно-десантных войск. Об этом сообщило во вторник командование сухопутных войск США в Европе. К участию в данных многонациональных маневрах под названием «Быстрый ответ-15″ (SwiftResponse 15) принимают участие более 4,8 тыс военнослужащих из 11 стран: Болгарии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Италии, Нидерландов, Польши, Португалии, США и Франции. Учения начались в субботу и продлятся до 13 сентября. По словам командования американских сухопутных войск в Европе, речь идет о «самом крупном совместном мероприятии по подготовке воздушно-десантных сил на континенте за период после холодной войны». Учения направлены на повышение оперативной совместимости «сил, находящихся в высокой степени готовности». Кроме того, маневры призваны «продемонстрировать способность альянса к быстрому развертыванию и действиям в поддержку сохранения сильной и защищенной Европы», заявила американская сторона. Кульминацией учений должна стать намеченная на 26 августа выброска парашютистов на полигонах Хохенфельс в Германии и Ново Село в Болгарии. Предполагается, что в каждом случае будет десантировано более 1 тыс. военнослужащих, а также военная техника.
Кардинальные перемены, произошедшие в НАТО за минувшие 15 лет. Брюссель почти открыто признает: имеющихся у альянса сил и ресурсов хватит лишь на две категории задач. На ограниченное участие в гуманитарной операции (т.е. без войны совсем) и операции по обеспечению режима эмбарго. Да и то, во втором случае — только по отношению к небольшой и слабой стране, а вовсе не России. Даже такие задачи, как эвакуация гражданского населения, поддержка контртеррористической операции и демонстрация силы, уже не являются возможными. Как ввиду ограниченности собственных сил, так и в свете неприемлемо высокого уровня потерь. А задачи класса «операция по урегулированию кризиса» и «обеспечение немедленного вмешательства» вообще находятся за пределом возможностей блока.
В реальности нет у него ни мощи, ни единства, ни решимости. При этом раздувание мифа об огромной военной силе и агрессивной сущности НАТО приносит России совершенно конкретный вред. Дело не только в оболванивании собственного населения, что само по себе плохо, но и в том, что в миф, как было сказано выше, очень многие верят, в том числе на постсоветском пространстве. На примере Грузии и Украины необходимо показать: НАТО не шевельнет пальцем и не прольет ни капли крови своих солдат и офицеров ради защиты постсоветских государств.
Анатолий Цыганок, специально для News Front
Нет Комментариев