Маленький швейцарский городок Давос имеет всемирную славу. На этом курорте собираются представители мировых политических и экономических элит. Они обсуждают самые различные международные тематики. Но всегда в центре внимания были экономические вопросы. Благодаря этому дух Давоса давал ориентиры для экономического развития большинства стран.
Однако в последнее время обсуждение стало все больше смещаться в сторону политических тем. Они потеснили обсуждение экономических проблем. Чтобы найти выход из этого противоречия, традицией стало приглашать лидеров развитых или развивающихся экономик мира. Их подключают к дискуссиям, хотят услышать их мнение. Рассчитывают заручиться согласием и поддержкой обсуждаемых крупным бизнесом проектов, инициатив.
Хотя эти встречи часто носят неформальный характер, Давосский форум является публичной площадкой, открытой для мировых СМИ. Таким он стал с начала 1970-х, когда рухнула Бреттон-Вудская система и США отказались обменивать доллары на золото правительствам европейских стран (Франции, ФРГ, Швейцарии). В условиях, когда американская валюта (ставшая к тому времени для капиталистического мира резервной) больше ничем не обеспечивалась, потребовалось найти компромисс внутри западных бизнес-элит. Для этого идеально подходила площадка Давосского форума, который раньше занимался проблемами управленческого менеджмента.
Важно было то, что представители ведущих финансовых групп могли здесь не только договариваться, но и акцентировать общественное внимание на интересующих их темах, используя присутствие крупнейших мировых СМИ. Благодаря этому обстоятельству ВЭФ приобрел свой размах. Он стал рассматривать широкий спектр экономических и социальных проблем, а состав приглашенных на форум глав государств и правительств всегда подчеркивал его значимость. Особый вес встречам в Давосе придавало присутствие первых лиц крупнейших экономик планеты.
Но прошедший 20−23 января 2016 года форум отличался от предшествующих лет. Здесь не было руководителей второй и четвертой экономик мира — Индии и Японии. Если в 2012 году 19 стран «Большой двадцатки» были представлены главами государств и правительства, то сейчас лидеров отправили только Великобритания, Франция, Канада, Турция, ЮАР, Мексика. Был еще председатель Госсовета (правительства) Китая Ли Кэцяна, но сама китайская делегация не в пример прошлым годам была малочисленной.
Складывалось впечатление, что мир застыл в принятии решений на фоне глобальной неопределенности. Никто не знает ответ на вопрос, каким путем должна выходить из кризиса мировая экономика. В этой ситуации не готовы предлагать проекты с перспективой на долгий срок.
Опасность у всех вызывает то, что в результате действий Запада экономические отношения оказались разбалансированными. А претендующие на лидерство Соединенные Штаты не только не способствуют сглаживанию ситуации, но принялись рвать волюнтаристским путем сложившиеся в течение десятилетий торговые связи.
Из-за действий Вашингтона экономика сегодня оказалась заложником политики. Как порожденные этим процессом последствия ликвидировать — четко не видит никто.
На этом фоне приметой дня стало то, что те от кого ожидали инициатив, выступили в роли просителей. Украинский президент Петр Порошенко не удержался от того, чтобы оказаться в их числе.
Казалось бы, руководитель большого европейского государства должен приехать в элитный клуб с программами и предложениями. Давосский форум, даже на фоне нынешних трудностей, был хорошей возможностью прорекламировать потенциал страны.
Но вместо этого украинская делегация даже не скрывала того, что приехала выпрашивать помощь. Дошло до курьеза. Встречаясь с главой Госсовета КНР, Порошенко вместо конкретных проектов начал отчитываться, как украинские поезда едут Черным морем через Кавказ по «Шелковому пути».
Неудивительно, что выступив в роли просителя, президент Украины вынужден был все время оправдываться. Он не смог дать конкретные ответы на вопросы, как собирается решать проблемы коррупции, какие перспективные экономические отрасли собирается развивать.
В результате единственным его «достижением» стали обещания, данные директором-распорядителем Международного валютного фонда. Кристин Лагард великодушно подтвердила, что Киев получит согласованный в конце прошлого года транш.
Но разве для этого надо было ездить? Где те проекты, которые он с крупным западным бизнесом обсуждал?
А если его визит имел целью отдых, то для этого необязательно было ездить в швейцарские Альпы. Тем более что Петр Алексеевич не был замечен в привязанности к горнолыжному спорту.
Нет Комментариев