Запад меняет своё отношение к Украине. Но он не оказывает давление на Петра Порошенко публично. В публичном пространстве по-прежнему критикуют в первую очередь Россию, а СМИ представляют Украину как жертву. Но у немецкой дипломатии иная позиция. За кулисами идет давление на украинскую сторону. Для Германии важно, чтобы минские соглашения были выполнены во что бы то ни стало.

 

Германия и Франция рассматривают украинский конфликт как общеевропейский, который может угрожать европейской безопасности. Поэтому эти две страны и инициировали второй минский процесс после того, как первый сошел с рельс. Берлин и Париж стали гарантом урегулирования ситуация. Ангела Меркель чувствует, что на ней лежит ответственность за то, чтобы предотвратить войну в Европе, чтобы все минские договоренности были выполнены. И те, кто их подписали, должны реализовывать соглашения шаг за шагом.

 

Поэтому Киеву не выкрутиться. Украина должна будет провести конституционную реформу и предоставить автономию для Донбасса – так же, как и Россия обязалась в конечном итоге открыть границу.

 

Я вижу, что Россия сделала всё возможное в плане нажима на ополченцев, чтобы они прекратили огонь. И действительно, последние полгода нет прямых военных действий между ополченцами и украинской армией… Это уже очень многого стоило, потому что Германии и Франции нужно было давить на Украину так же, как Россия давила на ополченцев. Это – первая стадия.

 

Сейчас идёт вторая стадия, еще более важная, когда надо навести порядок, стабилизировать ситуацию. Речь идёт о предоставлении автономии Донбассу.

 

Самый главный рычаг воздействия на Киев – это кредиты и деньги. Порошенко обязался провести конституционную реформу, иначе он не будет получать на Западе кредиты под восстановление украинской экономики. Но украинский парламент этого делать не хочет. Правые силы, националисты ни за что не пойдут на реформу конституции.

 

Есть риск, что на этой стадии минские договоренности могут быть сорваны. Это понимают и в Германии, и во Франции, и на Порошенко идет не публичное, но закулисное давление, чтобы он провёл эту реформу, подразумевающую автономизацию и децентрализацию, через парламент. И он это понимает.

 

Я думаю, что если украинский парламент не выполнит данный пункт соглашения, то оказание Киеву дальнейшей финансово-экономической помощи со стороны Запада и ассоциация Украины с Евросоюзом окажутся под вопросом. Уже известно, что голландский парламент в апреле может проголосовать за то, чтобы не согласиться со статусом ассоциации Украины с ЕС. Поскольку в Европейском союзе все решения должны приниматься единогласно, это свернёт весь процесс евроассоциации.

 

Поэтому у Украины нет другого выхода, кроме как реализовывать минские соглашения. Если «Минск» не будет выполнен со стороны Киева, то западные страны откажутся ему помогать. Это – рычаг воздействия на Украину.

 

Александр Рар