Стратегия национальной безопасности РФ, базовый документ стратегического планирования, определяющий национальные интересы и стратегические приоритеты России, обновляется раз в 6 лет.

 

 

Прошлая, «медведевская» редакция Стратегии (до 2020 года) принята 13.05.2009, поэтому в минувшем году требовалось выразить кардинальные изменения политического ландшафта 2014-2015.

 

Задача оказалась столь многоплановой, что дождалась боя курантов: новая Стратегия до 2022 года подписана В.Путиным 31 декабря 2015. Но в отношении возникших глобальных вызовов для России документ предельно лаконичен, и это — тоже своего рода сигнал элитам внутри и за пределами нашей страны.

 

Стратегией-2022 Россия в очередной раз подает сообщение о готовности к снижению градуса конфронтации во имя сохранения мира на планете.

 

Актуализированная Стратегия указывает, как изменился мир за последние годы. Но отличия от прежней редакции не столь принципиальны, как это надеются представить истерящие по её поводу западные военно-политические эксперты.

 

Старая версия фиксирует позитивные изменения в жизни страны: преодоление последствий политического и социально-экономического кризиса конца XX века, сохранение суверенитета и территориальной целостности, восстановление возможностей по наращиванию конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов России в качестве ключевого субъекта формирующихся многополярных международных отношений.

 

Старую «Стратегию безопасности» (до 2020) можно назвать не только «документом надежды» (констатируется укрепление новых центров экономического роста и политического влияния, переход от блокового противостояния к принципам многовекторной дипломатии, наличие у РФ потенциала для закрепления в среднесрочной перспективе в числе государств-лидеров в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда…), но и очередным предупреждением об угрозах Человечеству.

 

К сожалению, в 2015 году почти все риски, о которых традиционно год от года сигнализирует миру РФ, стали свершившимися фактами.

 

2009:

 

– «формируется тенденция к поиску решения имеющихся проблем и урегулированию кризисных ситуаций на региональной основе без участия нерегиональных сил»;

 

– «несовершенство правовых инструментов и механизмов создает угрозу обеспечению международной безопасности»;

 

– «вероятны рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях»;

 

– «получат развитие националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма» (вот он, ИГИЛ!);

 

– «возрастут угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией» (вот они, Париж и Кёльн!);

 

– «может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ Российской Федерации и границ ее союзников» (вот он, Майдан и Донбасс!).

 

Под каждым из этих грозных пунктов можно проставить итог: «Свершилось».

 

Всё, о чём предупреждала Россия, случилось, и порой в самом неприглядном гипертрофированном виде.

 

Теперь посмотрим на новый вариант Стратегии безопасности России.

 

2015:

 

– «процесс формирования новой полицентричной модели мироустройства сопровождается ростом глобальной и региональной нестабильности»;

 

– «позиция Запада, направленная на противодействие интеграционным процессам и создание очагов напряженности в Евразийском регионе, оказывает негативное влияние на реализацию российских национальных интересов»;

 

– «несостоятельность региональной системы безопасности в Евро-Атлантическом регионе, построенной на основе НАТО и ЕС»;

 

– «в международных отношениях не снижается роль фактора силы… в Евро-Атлантическом, Евразийском и Азиатско-Тихоокеанском регионах не соблюдаются принципы равной и неделимой безопасности. В соседних с Россией регионах развиваются процессы милитаризации и гонки вооружений»;

 

– «практика свержения легитимных политических режимов, провоцирования внутригосударственных нестабильности и конфликтов получает все более широкое распространение»;

 

– «глубокий социально-экономический кризис превращают Украину в долгосрочный очаг нестабильности в Европе и непосредственно у границ России»;

 

– «на территориях соседних с Россией государств расширяется сеть военно-биологических лабораторий США».

 

В течение прошедших двух лет РЗВДК ВП неоднократно упоминали вышеуказанные тенденции, в т.ч. предметно — биологическую угрозу.

 

При этом, вопреки мнению подавляющего числа экспертов, Стратегией-2022 не декларируется принципиально нового отношения к НАТО и США.

 

Более того, в актуализированном документе позиции о сотрудничестве вынесены в заключительные тезисы, практически не изменившиеся за 6 лет.

 

И в 2009 и в 2015 указывается, что Россия:

 

– «готова к развитию отношений с Организацией Североатлантического договора на основе равноправия и в интересах укрепления всеобщей безопасности»;

 

– «будет стремиться к выстраиванию равноправного и полноценного стратегического партнерства с Соединенными Штатами Америки на основе совпадающих интересов».

 

(пп. 17-18 Стратегии-2020, пп. 97-107 Стратегии-2022, соответственно).

 

В новом документе США и НАТО, действительно, упоминаются в контексте возможного создания угроз безопасности России. Это — одна из принципиальных вводных, которая, впрочем, нивелируется позитивными сигналами.

 

В остальном Стратегия-2022 просто уточняет и дополняет механизмы, с помощью которых Россия отстаивает своё место в мире.

 

И, тем не менее, западные эксперты уже заклеймили актуализированный вариант, назвав его «наступательным», и не поскупившись на эпитеты вроде «прогрессирующая паранойя Кремля».

 

Эта «экспертная» истерика – продолжение пропагандистской работы, которую трудолюбивые медийные пауки плетут, наполняя информационное пространство тезисами, характеризующими агрессивную политику России. Обрисовывая перспективы нападения на Прибалтику и Восточную Европу, критикуя рост военных расходов России как доказательство наступательных амбиций и «реваншистских настроений» русских, и т.д…

 

Для этой пропаганды любое лыко годится в строку. В самой позитивной российской программе будет найдено место, позволяющее указать на возрастающую российскую угрозу, необходимость противодействия ей и укрепления обороны против неё.

 

«Агрессивность планируемых действий России», которую экспертные группы США теперь будут вводить в свои документы, проистекает преимущественно из данной фразы Стратегии-2022:

 

– «наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение ее глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, активизация военной деятельности стран блока, дальнейшее расширение альянса, приближение его военной инфраструктуры к российским границам создают угрозу национальной безопасности РФ».

 

Созидательных пунктов документа предпочтут не заметить.

 

Очевидно, что тезисы Стратегии-2022 гораздо более осторожны, чем целый ряд программных заявлений и документов западных государственных служб и политиков:

 

– в своей речи на Генеральной ассамблеи ООН президент США Б.Обама разместил Россию как глобальную угрозу миру по соседству с «Исламским государством» (террористической организацией, запрещенной на территории России) и вирусом Эболы (эффективную отечественную вакцину от которой, кстати, вчера «рассекретил» Путин).

 

– в 2015 году администрацией Барака Обамы и Министерством обороны США приняты ряд документов с откровенными антироссийскими выпадами: Стратегия национальной безопасности США (февраль 2015 года), военная доктрина США за июнь 2015 года, или, как её назвали, «Доктрина военной нестабильности».

 

Кто из аналитиков заявлял в связи с этими документами о «прогрессирующей паранойе Белого дома» и его «переходе к наступательной концепции»?

 

Американские аналитические центры и ведущие мировые СМИ ухитряются видеть многое сверх четко сформулированного (в России), и не замечать очевидного (угрожающий характер действий и программ условного Запада).

 

Медиа-комментарии относительно новой российской стратегии, как правило, грешат именно таким однобоким подходом:

 

Англоязычное смысловое поле, в которое несколько лет окутывают Россию, последовательно усиливает ассоциативную связь: Россия = агрессия.

 

Ни одна из заметок о Стратегиях национальной безопасности и военных доктринах США и России не упоминает действия США в 2014-2015 гг. по развертыванию вооруженных сил в Восточной Европе.

 

А ведь это не слова программы, а конкретные самолеты и танки Пентагона в ЕС, у западных рубежей России – танки и самолеты, которых не было в 2009.

 

Тем не менее, с учётом произошедших геополитических сдвигов, с учётом явных недружественных действий ведущих военных держав, Стратегия-2022 и Военная доктрина РФ, утвержденная в конце 2014 года, не предполагают особых, не предусмотренных ранее, мер. В отличие от действующих стратегий безопасности США и Британии, наша Стратегия сконцентрирована в основном вокруг вопросов внутреннего развития: экономика, здравоохранение, наука, культура.

 

В Стратегии-2022, по сравнению с прежней редакцией, более глубоко и детально конкретизированы положения, связанные с обеспечением стратегической стабильности страны, дополнен список ключевых организаций и стран, с которыми строится стратегическое партнерство, отдельно выделен особый уровень отношений с КНР и Индией.

 

То, чего старательно не заметили СМИ, – это развитие в позитивном ключе положений о взаимоотношениях с США и ЕС. Для их пропагандистских задач удобнее рассказывать реципиентам информацию про Кремль, «назвавший США и НАТО врагами и укрепивший курс на самоизоляцию».

 

Ангажированных авторов тысяч заметок, опубликованных с момента подписания Стратегии-2022, истративших сотни тысяч знаков, чтобы вложить в голову читателям «экспертную ботву», неплохо бы наказать принудительным чтением документа, в котором они старательно не увидели главного – базовых положений, завершающих основную часть документа – пп.97-107.

 

Россия:

 

– выступает за укрепление взаимовыгодного сотрудничества с европейскими государствами, Европейским союзом, за гармонизацию интеграционных процессов в Европе и на постсоветском пространстве, формирование в Евро-Атлантическом регионе открытой системы коллективной безопасности на четкой договорно-правовой основе.

 

– заинтересована в выстраивании полноценного партнерства с США на основе совпадающих интересов, в том числе в экономической сфере. Важнейшими направлениями такого партнерства остаются укрепление мер доверия, решение вопросов, связанных с расширением сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом, урегулированием региональных конфликтов.

 

– готова к развитию отношений с НАТО на основе равноправия в целях укрепления всеобщей безопасности в Евро-Атлантическом регионе.

 

Но пафос большинства заметок ведущих СМИ посвящен тому, что «Путин назвал НАТО и США угрозой» и «сделал официальной изоляцию России».

 

В нашем пронизанном информацией мире по-прежнему важны не факты, пусть даже элементарно проверяемые, но их интерпретация в медиа. Поэтому, помимо содержания Стратегии, приобретает особое значение отработка мировыми СМИ негативной программы, направленной на усиление конфронтации.

 

«Русская агрессия» — это мем, ежедневно тиражируемый сотнями печатных и электронных изданий.

 

Это системная работа, начало которой было положено еще в 18 веке. В рамках этой деятельности особое значение приобретает не информирование, а дезинформирование реципиентов, для принятия ими нужных решений.

 

Алгоритм западной информационной реакции на любое событие, связанное с Россией, позволяет сделать неутешительный вывод: система настроена на подавление любой позитивной информации о России – и это один из основных вызовов нашего времени.

 

Западные элиты, их медиа, и отдельные группы внутри России действуют так: любой (выходной) сигнал руководства нашей страны, будь то стратегический документ или политическое заявление, преобразуется, транслируется и внедряется с искажением исходного смысла, который видоизменяется не только для решения конкретных задач, но и потому, что консервативная «западная машина» не способна иначе думать и действовать.

 

Положительная обратная связь приводит к неустойчивости и возникновению качественно новых (не исключено, что более деструктивных) систем.

 

Именно поэтому важнейшей частью информационной работы остаётся не только «слово и дело» [России, политиков, общества…], но трансляция с минимально возможными искажениями сведений об этом – до самого широкого круга граждан разных стран, заинтересованных в получении объективной информации.

 

«Стратегией-2022» Россия в очередной раз сигнализирует о том, что готова принять деятельное и содержательное участие в конструировании мира, в предотвращении конфликтов.

 

Имеющий уши да услышит.

 

Вечерний Политрук