Под разговоры о необходимости соблюдения минских соглашений, под выстрелы, несущие новые разрушения и смерти, в Донецк пришла осень. С дождями, оплакивающими жертвы братоубийственной войны, с голыми руками деревьев, взывающих к небу, с пестрым мокрым ковром из опавших листьев и все более редкими проблесками солнца. В их свете пытливый наблюдатель отмечает, что жизнь в Донбассе тем не менее продолжается. С обочин «дороги жизни», ведущей из Донбасса в Россию, убраны подбитые танки и бэтээры, проезжую часть и пострадавшие дома ремонтируют. А по «дороге жизни», как часы, идут и идут российские гуманитарные конвои, доставившие уже более 50 тыс. тонн грузов для граждан Новороссии.

Конечно, никакая самая сердечная братская помощь не способна решить многочисленные проблемы смутного военного времени: вернуть погибших, отстроить дома и предприятия, дающие людям работу, преодолеть болезни роста молодых республик. Но, несмотря на трудности, даже в разрушенные города и поселки идут тепло, свет и добираются особо любимые в глубинке волонтеры. Народ устал от войны, от безденежья, от тревожных сводок с фронта, отмечающих концентрацию украинских военных и тяжелой техники. Наверное, поэтому стремится туда, где можно отогреть душу, успокоить сердце и полной мерой зачерпнуть энергию для защиты родного дома. Таким очагом для многих стал Дом работников культуры.

ИСТОРИЯ

Открытый в 1952 году, он первоначально назывался Областной дом работников искусств и был одним из 14 подобных учреждений, действующих на территории СССР. Теперь их значительно меньше. А через 10 лет его переименовали в Дом работников культуры, исходя, видимо, из того, что уровень сосредоточения искусств в областном центре все же пониже, чем в многомиллионной Москве, где блистает своей деятельностью Центральный дом работников искусств (ЦДРИ). Но это и сегодня не мешает дончанам поддерживать творческую связь с маститым коллегой.

Здесь проходят презентации книг и поэтические вечера, выставки и музыкальные гостиные, встречи с выдающимися людьми и детские праздники, ведется духовно-нравственная работа и работа с молодежью. Здесь не раз бывали Евгений Евтушенко и Зиновий Гердт, Элина Быстрицкая и «восставший из пепла» Борис Чичибабин, труппа Театра на Таганке и многие другие.

45 лет Дом работников культуры возглавляет заслуженный работник культуры Украины Майя Калиниченко.

КРАСКИ ОСЕНИ

Вот и в этот дождливый осенний день заполнившие под завязку зал горожане собрались полюбоваться «Красками осени» — поэтическими и музыкальными, которыми с ними поделились член Российского союза писателей дончанин Евгений Крюков-Донской и музыкант Татьяна Полиевич.

…Предела совершенству в мире нет.
И мы с годами чувствуем острее,
Как новый листопад и новый снег
Нас делают щедрее и мудрее.
Поэтические строки ложились на музыку Чайковского, Шопена, Дебюсси, Шумана и осенней многоцветной метелью кружили над городом. Над бульваром, носящим имя великого Пушкина, над памятником оперному гению Анатолию Соловьяненко, над театром, носящим его имя, где вовсю идут спектакли и готовятся к открытию 21-го фестиваля «Звезды мирового балета», над Театром кино имени Шевченко… А в десяти километрах от этого эпицентра душевного тепла шла война…
-Недавно я услышала утверждение о том, что человеку не нужны никакие мысли, никакие желания — тогда он спокоен и живет дольше, — сказала, обращаясь к авторам «Красок осени» донецкая писательница Людмила Марава. — Благодаря вам, я поняла, что человек живет только тогда, когда он творит, мыслит. И вершиной творчества, его восторгом является отклик людей, для которых ты творишь.

ВСЕМ СМЕРТЯМ НАЗЛО!

Атмосфера царящего в этот вечер творческого полета совсем не означает, что среди войны Дом работников культуры являет собой островок безмятежности и покоя. Вместе с дончанами он делит все невзгоды военного времени.

Так, еще в начале боевых действий пришли сюда квартирьеры в поисках помещения для работы с военнопленными. Дом творчества, конечно, по своей географии очень подходил для этой цели. Тем более что пришедшие полагали, что здесь никого не осталось.

Но сотрудники остались. Все это время они охраняли помещение от лихих людей, которые всегда активизируются в сумятице войны. Более того, ни одно мероприятие не было отменено. Это дорогого стоит: город оглох от взрывов и стрельбы, а в Доме творчества проводят литературную гостиную или творческий вечер. Это как в годы Великой Отечественной войны, когда в осажденном Ленинграде люди с концерта классической музыки отправлялись прямо на передовую.

Пришедшие, вспоминает Майя Калиниченко, были потрясены тем, что в разгар военных действий существует такое учреждение. «Вы, наверное, не хотите, чтоб мы здесь расположились?» — спросил один из них у директора.

— Нет, — ответила она. — Нельзя, чтоб в храм искусства, где звучит высокое художественное слово, где выступают музыканты, пришли люди с оружием, чтоб привели с собой военнопленных. А закрыть его я просто не дам, потому что он нужен людям. Потому что это — моя жизнь.

Расстались со словами: мы еще с вами увидимся.

«Они уехали, — вспоминает Майя Борисовна, — я помолилась богу – и больше они не приходили. На долгие семь месяцев мы с мужем остались охранять наш дом. Больше нас не тревожили, наверное, нашли подходящее помещение. А мы увеличили объем работы во много раз. Без единой копейки финансирования. Сегодня, к счастью, нам дают тепло, свет, воду и зарплату. Средняя зарплата сотрудников составляет сегодня 2300 руб. Для жизни этого абсолютно недостаточно. Но я всем объясняю, что власть ДНР не виновата – брать деньги сегодня негде. Это не вина – это беда всеобщая.

И я думаю, что все, кто продолжает сегодня жить в Донбассе, все – герои.

А ведь за это время у нас были невосполнимые потери. Ушли из жизни директор Донецкого академического театра оперы и балета Василий Рябенький, художник – тезка кобзаря – Тарас Шевченко, известные ученые — словом, те, кто составляет гордость края, его интеллектуальную и творческую составляющие. Некоторые из их друзей и приятелей, живущие в зоне обстрела, даже не смогли проводить их в последний путь.

Есть, конечно, и другие примеры. Те, кто уехали из Донбасса еще до войны, теперь поливают его грязью, заявляя, что их тут чуть ли не преследовали. И самый вопиющий случай — это когда поэт, пострадавший в детстве от немецких фашистов, бросивших его в концлагерь, теперь протягивает руку фашистам украинским. А нас, живущих под постоянными обстрелами, называет «подонками»».

А эти «подонки», «ватники» и «колорады» готовятся провести православную гостиную, за ней и литературную, посвященную 135-летию со дня рождения поэта Александра Блока, творческие вечера, юбилеи. Чтоб холодная военная осень и идущая за ней зима не смогли увести жителей и защитников осажденного города во мрак безнадеги, не погасили в душах огонек лампадки, чтоб укрепились люди в своем человеческом достоинстве и желании лучшей судьбы.

 

Дмитрий ЛАДО |