Владимир Владимирович Путин сделал ряд важных заявлений на пресс-конференции, касающихся энергетической безопасности России. Хотелось бы обратить на них внимание отдельно. Именно энергетика во многом определяет текущее противостояние и на Ближнем Востоке, и на Украине, и в дипломатическом противостоянии в Европе.

1. Путин не уверен в целесообразности прекращения транзита газа через Украину.

«Я не уверен, что надо это делать, прерывать украинский транзит газа», — сказал Путин.

«Что касается сопоставления возможностей украинского транзита и транзита по «Северному потоку-2» — все же требуют, чтобы «Северный поток» вообще и «Северный поток-2″ в будущем отвечали определенным требованиям», — добавил президент, отметив, что это надежность, рыночный характер функционирования газотранспортной системы, правовое и административное регулирование по самым высоким стандартам.

«Наши украинские партнеры способны сделать то же самое, что мы делаем с европейскими партнерами по «Северному потоку»? Способны — будем дальше с ними работать, не способны — тогда посмотрим, что с этим делать», — заключил Путин.

Контракт с Украиной о транзите газа истекает 1 января 2020 года. Ранее председатель правительства РФ Дмитрий Медведев заявлял, что Россия не будет продлевать контракт с Украиной на транзит газа на невыгодных для себя условиях. Между тем, глава «Газпрома» Алексей Миллер предлагал полностью отказаться от транзита газа через Украину. Такую же позицию высказывал и глава Минэнерго Александр Новак.

По сути, Украине дают время одуматься и превратиться из отмороженного бешеного хряка в экономического партнёра и нормальную страну. Логично, что существующее правительство в Киеве и банды украинских нацистов являются непреодолимым препятствием для цивилизованного взаимодействия с Россией. Пока существует правительство Порошенко-Яценюка-Турчинова, «Правый Сектор», «Айдар», «Азов» и прочие признаки заболевания бешенством, транзит газа через Украину обречён. Но и в Киеве понимают, что без транзита российского газа Украина обречена.

Не зря же президент Украины Пётр Порошенко так заволновался: «Северный поток-2 вызывает наше крупнейшее беспокойство сегодня. Это проект, который может подорвать украинскую и европейскую энергобезопасность и солидарность», — сказал он. — «Украина является надежным партнером ЕС в вопросе транзита газа.»

Пётр Порошенко понимает — нет транзита российского газа через Украину, нет и Украины. А заодно и нет сладкой жизни для украинских олигархов, которые всё своё благосостояние построили на транзите российского газа. Без ГТС Украина мгновенно становится никому не нужна — ни Европе, ни США, ни России.

Кроме того, Пётр Порошенко, как обычно врёт. Украина не является в текущем состоянии надёжным партнёром по транзиту газа. Ни для России, ни для Европы. Потому что Пётр Алексеевич — кукла «петрушка», в заднице которой торчит рука Байдена.

Сейчас Россия прекращает экономически поддерживать Украину. Путин прогнозирует ухудшение экономических отношений с Украиной в будущем году. На месте украинского правительства я бы занервничал, если у них есть планы существования государства на ещё хотя бы пять лет. Потому что Украину в Европе никто не ждёт, как производителя. Как рынок сбыта — да. Как производителя — нет. На сферу услуг тоже надеяться украинцам не стоит — сейчас Европа заполнена беженцами с Ближнего Востока, которые устроят настоящий демпинг в сфере услуг.

РФ не собирается вводить в отношении Киева какие-либо санкции, но, в связи с прекращением действия соглашения о зоне свободной торговли с Украиной, у нее не будет льгот и преференций.

Заявление Владимира Путина о возможности сохранения «Украинского потока» показывает, что работа над Украиной ведётся и, скорее всего, от майданной сущности Украины к 2020 году мало что останется. И мало кто. «Свидомым» патриотам пора прикупать участки в Канаде. По традиции.

2. Путин: «Турецкий поток» будет реализован, если Турция заручится гарантиями Брюсселя.

«Мы не то чтобы прервали переговоры, нам нужно, чтобы нам Еврокомиссия письменные гарантии предоставила того, что все маршруты, в том числе и возможный маршрут через Турцию в Европу не только реализуем, но является приоритетным, и Еврокомиссия будет его поддерживать. Вот, если турецкие партнеры принесут «Газпрому» такую бумагу из Брюсселя, мы будем двигаться дальше. Но пока что-то, к сожалению, не видно», — пояснил президент, подчеркнув, что судьба проекта зависит не от России.

Кроме того, Владимир Путин отметил:

а) действия Турции в отношении Су-24М — это не недружественный, а враждебный акт;
б) турецкий народ и другие туркоязычные народы остаются партнерами РФ, но с действующим руководством Турции договориться практически невозможно;
3) президент не видит перспектив наладить отношения с турецким руководством на межгосударственном уровне;

По сути, пока Эрдоган и его семья находится у власти, «Турецкий поток» будет заморожен.

P.S. И России, и Европе (читай Германии) выгодна диверсификация потоков. Пригодятся все — и «Украинский поток», и «Северный поток-2», и «Турецкий поток». Чтобы мелкие восточноевропейские страны, а также некоторые западноевропейские не имели возможности по отмашке США блокировать энергопотребление Европы, а заодно энергопроизводство и транзит России. При существовании всех трёх направлений энергополитика и Европы, и России становится более гибкой, многовариантной, а самое главное полностью независимой от США.

Источник