Всякое продвижение в Минском переговорном процессе тормозится вопросом о непреследовании всех «сепаратистов» Украиной. Или, другими словами, вопросом амнистии. Ну, в самом деле, разве похожи лидеры ЛДНР на Костю Сапрыкина («Кирпича») из фильма «Место встречи изменить нельзя», который «своими руками себе срок поднял»? Какой им смысл о чем-то договариваться с Украиной (скажем, о вопросе передачи контроля над границей), если после этого их всех пересажают или убьют «при задержании»? А вопрос об амнистии для Киева является одним из принципиальных и тут на какие-то существенные уступки власть идти не готова. Пока.
Почему «пока»? Потому что 15 декабря произошел неприятный скандал на высоком уровне. Скандал, который дал нам прозрачно понять, что за Порошенко уже, кажется, все решили «большие дяди».
Мнение «старших по разуму» озвучил спецпредставитель ОБСЕ Мартин Сайдик после недавнего раунда Минских переговоров. Взял простодушный австриец, да и ляпнул о том, что уже есть сформированный по требованию сторон неофициальный рабочий документ по вопросам амнистии. Почему «неофициальный» — понятно, такой документ раньше времени обнародовать нельзя, а то вопли «зрада!!!» могут достичь небывалой силы.
И они, конечно же, поднялись. Ирине Геращенко, представителю Украины в Трехсторонней контактной группе, моментально пришлось все отрицать: никакого проекта закона нет, никто с «боевиками» ни о чем таком не договаривался. А хотите амнистии – не вопрос, сложите оружие – а там мы решим, что с вами делать.
Кому верить в этой ситуации? Так как ложь – второе имя украинских политиков, то чуть больше оснований поверить Сайдику, как лицу менее заинтересованному. Тем более, что вскоре выяснилось и совсем любопытная вещь – проекта закона об амнистии составлен и предложен… самим ОБСЕ. «Просто подпишите тут, тут и тут». Все уже решено и даже прописано – осталось «дожать» Украину. И ее, скорее всего, будут дожимать, благо методов давления – масса. Мир в Украине выгоден Европе, и она куда более прагматично смотрит на «проблему сепаратизма», чем истеричный Киев. Сайдик просто немного опередил события, чуть забежал вперед.
Но почему мы говорим все время только об украинской стороне? Давайте оценим, выгодна ли амнистия республикам?
Ответ простой – нет.
По ряду причин, которые легко перечислить.
Причина первая: в последнее время СБУ и прочие силовики развернули полицейский террор невиданного ранее размаха. Мы уже писали о тестовой фазе – «зачистке» Красногоровке, когда были перекрыты все выезды и перекрестки, а военные заходили в каждый дом. Было задержано много народу, опыт был признан вдохновляющим и вскоре появился анонс: будет проверен каждый (каждый!!) дом в Донецкой области. Будут искать «шпионов», корректировщиков огня, и прочих «пособников». Иными словами, предстоит операция воистину советского размаха – под подозрение попали миллионы людей. И всех их будут допрашивать, обыскивать, угрожать, «докапываться» до мелочей, кого-то – посадят в тайные тюрьмы, кого-то – искалечат или убьют. Такие карательные операции похожи на подготовку к настоящей амнистии? Или больше они похожи на террор мирного населения, который будет продолжен и на территории ЛДНР, стоит ополченцам сложить оружие?
Причина вторая: уже сегодня есть те, кто покидает ряды ВСН и по разным причинам «сдается» СБУ. Но то, что потом с ними происходит – покрыто туманом. Точнее, нам известно из новостей, что всех их заставляют произнести на камеру позорное публичное «отречение от сепаратизма», но что потом происходит с этими людьми – в новостях уже не сообщают. Не было ни одной статьи в интернете с доказательствами того, как некий бывший сепаратист счастливо раскаялся и вернулся к мирной жизни. Все эти люди исчезают где-то в недрах силовой системы Украины. Возможно, их продолжают удерживать в качестве «разменного фонда» при обмене пленными.
Причина третья: а кто будет следить за соблюдением амнистии? Окей, допустим, все произошло максимально хорошо – принят правильный закон о полной неподсудности всех и каждого, и так далее, и тому подобное. Но вот беда – есть категория людей, которая совсем не посчитают нужным его выполнять. У этих людей – полно оружия, есть своя сеть информаторов, есть высокие связи в силовых кругах. Как вы уже могли догадаться, речь идет о радикальных националистов (их даже сложно называть уже «правосеками» по причине все больше системности ПС), которые на долгие годы найдут для себя увлекательное развлечение в поиске и отлове бывших «сепаров». Люди в Донбассе начнут просто исчезать десятками и сотнями.
Если в Киеве были легко убиты и Олесь Бузина, и ряд бывших регионалов – то на территории с «населением второго сорта» и подавно никто не будет искать такие банды. Все спишут на «разборки между криминальными кругами бывших сепаратистов». «Эскадроны смерти» будут делать то, что по закону об амнистии нельзя делать СБУ и полиции. И, кстати, вовсе не исключено, что люди из вышеназванных структур не будут «подрабатывать» в карательных командах в свободное время.
Вывод один – сейчас амнистия ни на каких условиях невыгодна. Просто потому что Киев не сможет гарантировать ее добросовестное соблюдение.
Григорий Игнатов, «Журналистская правда»
Нет Комментариев