Во время активной фазы боевых действий не успеваешь подумать, почувствовать момент. Не до этого. Жизнь скоротечна и на войне это ощущается как никогда раньше. Осознание этих мыслей приходит к тебе уже несколько после, когда есть возможность выдохнуть и понять, что же с тобой произошло. Об этом говорят военные. Вспоминая самые ожесточенные бои в этом конфликте, они не говорят что было страшно во время битвы. Там ты борешься за жизнь и тебе нет дела до страха. Он приходит после. Когда ты остановился и смотришь вокруг себя, а там смерть уже собрала свой урожай.

 

 

 

Перемирие. Донецк переводит дух после тяжелого боя. Город вбирает в свои легкие кислород, после тяжелого спертого, наполненном серой и сажей, кровью и пылью воздух, чтоб набраться сил перед новым боем. Появилось время на размышления и вместе с мыслями приходит страх осознания произошедшего со всеми нами.

 

На днях мне удалось побывать в местах летних ожесточенных боев за Иловайск. Населенный пункт Зелёное. Грохот пушек и залпы тяжелой артиллерии сменились мирной тишиной ещё год назад. Местные получили возможность вернуться в свои дома, если есть куда возвращаться. Возле руин одной из хат на меня вдруг хлынул поток размышлений.

 

Война коснулась каждого. Она оставила свой след повсюду. Это ощущается во взглядах, жестах, мимике, поведению местных. Окружающая их среда скорей наглядное пособие того, что происходит у них внутри. Поселок обнажает душевное состояние его жителей. Подобно шрамам на теле, разрушенные дома напоминают, что раны ещё не затянулись. Только эти рубцы не на теле. Эти ссадины, раны, глубокие шрамы внутри каждого. До конца излечиться никому не получится. Эта боль останется в каждом из нас навсегда. И от этого становится страшно. Безусловно, моменты падения мин и взрывы рвут психическое здоровья в клочья, но то, что происходит с людьми после лишь добивает их и без того, покалеченные души. Страх боевых действий сменяется паническими атаками осознания произошедшего. Иногда, кажется, лучше сойти с ума и не понимать. Потом тебе кажется, что ты и так сумасшедший. Состояние на грани.

 

Нам придется научиться жить с этим. Это похоже на то, как после аварии люди заново учатся ходить. В нашем случаем придется снова учиться жить мирной, спокойной жизнью без обстрелов. Но пока говорить об этом ещё рано. Война не окончена, как бы нам не хотелось в это верить. Передышка закончится и снова в бой.

 

Денис Григорюк