Прошел украинский «день защитника отечества», а нам приходится интеллектуально разгребать весь массив его свежих смыслов. Ведь, что ни говори, «в капле отражается океан» — на наших глазах формируется «новая историческая общность», у которой свои мифологемы. И подчас – необъяснимо странные.

 

Не спешите хмыкать свысока: «да у них все странное, да у них одни глупости». Нет, когда надо и выгодно, украинцы вполне себе практичны до ушлости, в том числе, и в историческом плане. Но здесь – как раз тот случай, когда вроде бы и выгодно, ан – нет…

 

Итак, смотрим на картинку неизвестного автора, которой поздравляли друг друга украинские патриоты в соцсетях:

 

 

Ничего особенно интересного: стоит сборный полк «защитников Украины», как это принято там сейчас расценивать. Но присмотревшись повнимательнее, сразу можно увидеть критический нюанс – за каждым из воинов есть «свой» флаг (Галицкого княжества, УНР, «Сечевых стрельцов», УПА), а вот за единственной женщиной со снайперской винтовкой в форме бойца РККА (Людмила Павличенко?) – красного флага нет, или хотя бы флага УССР. Не будем цепляться к таким мелочам, как высокий прицел от винтовки М-16 на автомате Калашникова у бойца АТО, нас интересуют вещи поважнее.

 

Как говорят в известной интеллектуальной передаче: «А теперь – внимание, вопрос!». Вопрос: в чем выгода (мы говорим исключительно о меркантильных факторах) для современных украинских пропагандистов и обслуживаемых ими элит в полном отрицании периода УССР?

 

Не торопитесь отвечать: да ведь они ненавидят москалей, они сами сто раз говорили, что в советский период Москва покорила украинский народ, и так далее, и так далее…

 

Так?

 

Так, да не так. Большой вопрос, кто там кого покорил.

 

Давайте временно поставим себя на место украинских националистов и с их позиции попытаемся нешаблонно посмотреть на советский период украинской истории. И первое, что можно «поднять на щит» (и без всяких натяжек) – чудовищное, всепроникающее украинское лобби в советской власти после Великой Отечественной войны. Куда там, простите, жидо-масонам – украинцы, от Хрущева (он был «украинцем» по клану) до Брежнева, вместе с огромными вереницами «своих» в Москве, вот кто был «хозяином дискурса» десятки лет. Но ведь нам, украинским националистам, этого не нужно стесняться, верно? Нам, напротив – из этого можно выжать максимум профита: приписать все научные, политические и прочие достижения украинцам во власти. Не переименовывать улицы, названные в честь щербицких и шелестов – а плодить новые, новые, новые! Нет, понятное дело, меру надо знать – делать упор на ученых, героях труда, послевоенных управленцах, а не на комиссарах времен Гражданской войны, но все равно – огромный открывается простор.

 

И, соответственно, открывается возможность для относительно объективной трактовки истории вполне себе в националистическом ключе, но – с использованием в свою пользу советского периода. Что-нибудь вроде «украинцы, умело используя прикрытие коммунистической идеологии, шли во власть, чтобы улучшить благосостояние украинского народа в УССР, развивать его культуру, хранить историю». И ведь это преимущественно правда: в советское время газ был проведен практически в 90% украинских сел, а даже европейская часть РСФСР в массе своей этого так и не дождалась. Издавались горы приличной литературы на украинском языке – от Брэдбери до Сартра, не говоря уже о эверестах фолиантов шевченко и марко вовчков. Был большой ассортимент прессы на украинском языке. Это же все надо хвалить – вот какие мы молодцы, обыграли москалей-русофобов, сберегли свое, да и чужое прикарманили (в плане распределения экономических благ в СССР). При этом, если так уж нравится, ругайте себе коммунизм на чем свет стоит, просто постоянно добавляйте о том, что «мы их использовали».

 

Вы будете смеяться, но – так и сделали! Честное слово! Только в отношении не советского, а царского периода. Как ни странно, но цари – куда большие «украинофобы», чем любой советский деятель, воспринимаются украинскими историками и пропагандистами куда менее ожесточенно. В Украине вполне себе называют улицы в честь украинцев, как-то прославившихся в царской России. То есть, тренд, теоретически описанный мной, именно так в отношении «засланцев» в царскую власть и работает. Их хвалят за пронырливость и двуличность, и никакого остракизма.

 

Так в чем же дело? Только ли в, якобы, принципиальном антикоммунизме незалежной украинской власти, почти сплошь состоящей из бывших партийных и комсомольских деятелей?

 

Сдается мне, ларчик просто открывается. Вспомним нашу изначальную посылку – о выгоде и невыгоде. Так вот, страшная невыгода заключается для современных украинских элит в том, что, если перестать ожесточенно ругать УССР, придется признать ее объективное превосходство по всем базовым социальным и экономическим параметрам над современной Украиной. Если мы принимаем трактовку «УССР – это украинское государственное образование, существовавшее в виде формально коммунистической республики, а на деле созданное и вскормленное украинскими патриотами за счет глупой Москвы», то все просто отлично. Кроме одного. Кроме естественного вопроса – а куда все это после 1991 года делось?

 

Как многие уже догадались, вот мы и подошли к разгадке. Она проста и неказиста: УССР нельзя ни одобрять, ни лишний раз вспоминать именно ради запрета на сравнение. Так же в СССР существовал не особенно справедливый запрет на открытые объективные исследования уровня жизни и развития промышленности в начале 20 века в Российской Империи – до 60-х годов все мерялись с 1913 годом, перегоняли. А в нашей ситуации все еще хуже: поколение еще не сменилось, большинство граждан Украины хорошо помнят времена УССР, и сравнивают. А сравнение, понятно, не в пользу новых времен.

 

И встает в полный рост вопрос: кто виноват? Кто все это украл и прогадил – то, что построили предыдущие «украинские патриоты советского периода»? Да уж понятно кто. Те, кто сегодня миллиардеры. Вот поэтому никакие вольные исторические пируэты, несмотря на всю их потенциальную идеологическую выгоду, в отношении УССР запрещены. Не было ничего! Жили, мучались, еле до независимости дотерпели. Все, точка! Поэтому и нет красного флага за спиной Людмилы Павличенко на картинке, да и сама картинка приурочена не к советскому 23 февраля, а к бандеровскому 14 октября…

 

Григорий Игнатов, «Журналистская правда»