Если правительство Эстонии не пожертвует чем-то ради спасения сельского хозяйства, то в самое ближайшее время молочную отрасль постигнет коллапс, предостерегает ERR. В результате войны санкций местные фермеры за один год скатились от прибыли к миллионным убыткам и вынуждены отправлять дойных коров на убой. По их словам, ситуация даже хуже, чем в кризис 2008 года.

Доведенные до отчаяния фермеры в начале недели вывели тракторы на Тоомпеа. Все потому, что эстонская молочная промышленность находится в глубоком кризисе. Путь к ее спасению вместе с хуторянами ищет корреспондент «Актуальной камеры +» Маргарита Мясникова.

 

Молочный сектор Эстонии на грани коллапса. Фермеры ждут конкретных действий от правительства. Но будут ли они, пока не известно.

 

Рейн Рига основал свою ферму Туула на месте бывшего совхоза в 1992 году. Поголовье росло, коровы подрастали и радовали свежим молоком. Кризис 2008-го хутор со скрипом, но пережил. А вот последствия санкций между Западом и Россией могут стать последней каплей.

 

«В прошлом году не было прибыли, а был убыток — 700 тысяч евро. А в позапрошлом году была прибыль где-то 30 тысяч евро», — говорит Рига.

 

О выходных и отпусках коровы не знают, так что жизнь на ферме кипит круглые сутки. Рабочий день стартует ни свет, ни заря — в 4 часа утра рогатых начинают доить. У скотника Мати с коровами почти родственные отношения — 35 лет стажа все-таки.

 

«Есть старые коровы, которых доить сложно, молока они дают мало. Таких списываем, и на их смену приходят молодые. Но теперь-то отправляем на убой больше. Времена тяжелые», — отмечает Мати.

Ферме Туула не впервой переживать трудные времена. В 2004 году проливные дожди затопили почти все хозяйство.

 

«Теперь другая катастрофа — кризис. Настали страшные времена», — вздыхает Мати.

 

В трудные времена любая помощь на вес золота. Кризис кризисом, а корова есть хочет.

 

Репортер «АК+» идет угощать скот минералами. «Ну, привет, дружок, на! Будешь? Не хочешь. Сытый! А еще говорят, что кризис у них», — комментирует Мясникова.

 

Когда-то на этой ферме было 230 коров, а теперь осталось всего лишь 100 буренок, и их судьба неизвестна. Кто-то останется, а кто-то отправится на скотобойню.

 

«Банкротства я не боюсь, но дойных коров придется отправить на мясокомбинат. Мы, конечно, очень недовольны, что поступаем так. Но в убыток нельзя производить. Надо зарабатывать деньги, чтобы дальше идти», — подчеркивает Рига.

 

Круузе: нужен компромисс между торговыми сетями и молочниками

 

В пятницу правительство достигло договоренности по проекту госбюджета. Для покрытия нужд фермеров в нем предусмотрены пособия на общую сумму в семь с половиной миллионов евро. Три из них будут выделены уже в этом году.

 

«Мне сложно комментировать, почему дотации Top-Up не были выплачены ранее. Будучи министром, я сделал предложение правительство выплатить дополнительные средства с нового года. Это примерно 22 миллиона евро», — говорит министр по делам сельской жизни Урмас Круузе.

 

Предложение Круузе, как оказалось, отражения в бюджете не нашло. А ведь именно сумма в размере минимум 22 миллионов, по словам представителей Центрального союза крестьян, могла бы спасти этот сектор. Особенно трудно приходится тем фермерам, кто пошел по пути инновационного развития и обновил свои хозяйства по последнему слову техники. Каким образом будут поделены пособия, пока не разглашается. В любом случае, государство не может обеспечить аграрный сектор необходимой суммой средств. Одним из решений министр предлагает компромисс между торговыми сетями и молочниками.

«Если вы в магазине посмотрите на цены на молоко и воду и задумаетесь над тем, сколько сил уходит на то, чтобы добыть один литр молока, то поймете, что за этот напиток можно было бы платить больше. И если обе стороны это поймут, то подобный компромисс станет выходом из кризиса», — предлагает Круузе.

 

Когда корова отправляется на убой, она чувствует беду: брыкается, неистово мычит. И эти минуты для Рейна и Мати невыносимы. Но ради существования фермы чем-то нужно жертвовать. И если наше правительство не изыщет возможности чем-то пожертвовать ради спасения сельского хозяйства, то уже в скором времени молочная отрасль окончательно скиснет.

 

 

Виктор Сольц, ERR, Эстония