Уходящая неделя запомнилась очередными одиозными попытками официального Киева надавить на Москву — от введения санкций до подачи исков в Стокгольмский арбитраж. По словам премьера Яценюка, Украина якобы «переплатила за газ и недополучила за транзит». Сумму ущерба оценили в 16 миллиардов долларов США.

 

Про смехотворность украинских санкций и про то, что их вводом Киев только навредит себе, уже написали практически все. Я лишь добавлю, что введённые меры преследуют по большей части имиджевые цели. Украинское правительство, видимо, хотело продемонстрировать вашингтонским кураторам свою решительность. Однако по принятым ограничениям этого не видно. Многих компаний из санкционного списка уже не существует, а в банковскую часть перечня не попали, например, Сбербанк и ВТБ. Хотя они присутствуют в западных списках. Оно и понятно — на Украине работают дочерние компании крупных российских банков, и применение к ним ограничительных мер окончательно добило бы и без того разваливающийся украинский финансовый сектор.

 

Не менее интересный дуализм мы наблюдаем и в сфере газовых взаимоотношений Москвы и Киева. Глава украинского Минэнерго Демчишин заявляет о том, что будет добиваться снижения цены на российский газ. И одновременно Яценюк грозит России судом за мифическую переплату. Это притом, что Газпром уже подал в суд на Нафтогаз за неоднократное нарушение правила «бери или плати». И сумма там куда более существенная — почти 30 миллиардов долларов. Очевидно, что сначала стоит решить существующие противоречия, а уж потом пытаться договориться о скидке. Это понятно всем, кроме Киева.

 

Кроме того, слишком резкие заявления украинских властей о второй волне реструктуризации и включение в санкционный список, в том числе, журналистов вызвали справедливое недоумение как у кредиторов, так и у ОБСЕ. Кажется, что в Киеве не в состоянии совладать с методичкой, присланной западными «союзниками».

Леонид Слуцкий