Мой коллега – убежденный националист. Вчера случайно проговорился, что его отец – сибиряк. Потрясенный, спрашиваю: но как же вы не любите Россию, ведь это родина вашего отца! Ответ удивил.

 

Вечерний Киев. Еду в троллейбусе. Передо мной сидят два приятеля, оба в вышиванках. Разговаривают о чем-то. Один держит в руках сумку, на которой красуется огромный тризуб.

 

Прервав разговор, лезет в сумку и достает какой-то патриотический пакет. Пошуршав немного, с блаженной улыбкой достает из него флаг Украины.

 

«Дивись, яка тканина», – делится с приятелем. С удовольствием щупают полотно, радостно кивают друг другу… Смотрю. Вспомнилась почему-то матрешка… Не знаю: смеяться или плакать?

 

***

 

Весь день смотрел украинские телеканалы. Все про агрессию России. Вечером (спасибо редакции!) дали мультик для расслабления. Да и еще мой любимый: «Маша и медведь»! Замечательно, что за кадром звучат украинские песни, а Маша общается с мишкой «на рідній мові»…

 

Сначала сильно смеялся, потом вдруг вышел на слезы. В результате так и не определил: смеяться или плакать?

 

***

 

Пригородный автобус. Подъезжаем к Киеву. За окном мелькают белые березки. Мужчина средних лет: «Дивись, Микола, москальский ліс», – «Ні, не москальский. Береза – від українського слова «резка». А якщо по-москальски: «береза», то що, від слова «резка»? Цього слова взагалі немае. Отже – береза є українське дерево».

 

Изумленный, гляжу в окно на березы уже новым взглядом. И не знаю, смеяться мне или плакать?

 

***

 

По независящим от меня обстоятельствам пришлось провести полдня в обществе украинских националистов. Всю ночь снились два слова: зрада и перемога. Утром проснулся, а губы все шепчут: зрада… перемога… зрада… перемога… Хожу, повторяю два слова и снова не пойму – плакать мне или смеяться?

 

***

 

Мой коллега – убежденный националист. Вчера случайно проговорился, что его отец – сибиряк. Приехал еще в советский Киев работать, женился и остался. Потрясенный, спрашиваю: но как же вы не любите Россию, ведь это родина вашего отца! Ответ: а що, я винен, що тато сюди приїхав?

 

Поражаюсь меткости ответа, отхожу. И вновь не разберу: плакать или смеяться?

 

Смеяться или плакать?

 

Сергей Комаров