Президент Украины Петр Порошенко дозвонился до президента Польши Анджея Дуды. Как сообщается на сайте польского лидера, Порошенко поздравил Дуду с победой на выборах и успешным вступлением в должность президента Республики…

 

 

 

Украинский президент проинформировал «об ухудшении ситуации на востоке Украины и нарушении режима прекращения огня» вопреки Минским соглашениям. Президенты подчеркнули необходимость активизации усилий для достижения мира на Украине с участием широкой коалиции партнеров, в том числе Польши. Дуда заверил в своем желании стремиться к установлению мира и интенсивному сотрудничеству с украинским президентом и заявил о продолжении восточной политики. Он также сообщил, что в ближайшее время в Киев будет направлен советник президента по международным делам Кшиштоф Щерски, чтобы на месте обсудить «детальный план будущих контактов».

 

Даже в этом кратком сообщении есть несколько малозаметных на первый взгляд деталей, которые тем не менее бросаются в глаза. Во-первых, упоминание о Минских соглашениях, к выработке и участию в которых Варшава изначально не имела никакого отношения. Можно было бы это списать на то, что польские политики, в том числе президент Дуда постоянно говорят о необходимости подключения Польши к урегулированию украинского кризиса, однако явно речь идет не о расширении Минской группы за счет Варшавы, а о каком-то новом формате. При этом следует помнить, что подобную инициативу до сих пор ни одна другая страна, кроме Украины, не поддержала.

 

Во-вторых, чисто протокольный нюанс: инаугурация Дуды состоялась 6 августа, а разговор с Киевом только спустя восемь дней, что намекает на то, какую позицию Порошенко на самом деле отводят в президентском дворце. Тем более что украинский президент уже допустил дипломатическую бестактность, когда 27 мая напрашивался на встречу с Дудой, только что победившим во втором туре президентских выборов, хотя изначально было запланировано общение с президентом Брониславом Коморовским. В итоге Порошенко пришлось отменить этот визит в принципе.

 

Сейчас Киев пытается восстановить те «теплые контакты», которые были у него с предыдущей польской президентской администрацией. И этим ставит в довольно неловкое отношение Дуду и стоящую за ним партию «Право и Справедливость» (PiS), поскольку одним из факторов, приведших PiS к успеху, стало более критическое, чем у Коморовского, отношение к решениям киевской власти по героизации украинских националистов, в том числе причастных к убийству 100 тысяч поляков в ходе Волынской резни во время Второй мировой войны.

 

Именно с этой реакцией польского общества, которое вне зависимости от партийной принадлежности в большинстве своем нетерпимо к бандеровцам и современным необандеровцам, польские эксперты объясняют переориентацию «Права и Справедливости», ранее придерживающейся более комплиментарной политики по отношению к Киеву. Некоторые издания говорят даже о том, что по итогам социологических опросов политтехнологи PiS рекомендовали партийным боссам публично дистанцироваться от «бандеровской» украинской власти и категорично ставить вопрос об ее отказе от героизации бандитских деяний ОУН-УПА и их подобным.

 

Поэтому попытки Порошенко заключить в свои «объятья» польского коллегу создают серьезные сложности для Дуды, который не может, с одной стороны, сразу и резко порвать с нынешним киевским режимом, а с другой стороны, понимает, что это создает ему трудности в общении с собственным электоратом.

 

Станислав Стремидловский