Авторитетное мюнхенское издание «Sueddeutsche Zeitung»  печатает статью бывшего еврокомиссара, профессора Европейского университета Виадрина Гюнтера Ферхойгена под заголовком «Statt Krieg drohen Hunger und Kälte» («Вместо войны грядут голод и холод»).

 

 

Автор говорит, что вместо воображаемого российского вторжения Украине сейчас грозит вполне реальная опасность – полный крах социальной и политической сферы. Более того, брюссельские «друзья» Незалежной, вынудившие ее подписать заведомо невыгодное «соглашение об Ассоциации», спасать свою преданную союзницу явно не спешат.

 

 

Украинская истерия по поводу возможного военного вторжения со стороны России в последнее время заметно поутихла. Зато теперь на страну надвигается социальная и политическая катастрофа. Однако Брюссель это, видимо, не заботит.

 

 

В эти дни вся Европа, затаив дыхание, следит за развитием греческой драмы. Нескончаемые потоки хлынувших в Европу беженцев, которые были вынуждены покинуть свою раздираемую войнами родину, наводят на удручающие мысли о том, что же еще нас ожидает в будущем. А тем временем в непосредственной близости от благополучной Европы назревает еще одна опасность – тяжелый гуманитарный кризис на Украине.

 

 

Соединенные Штаты и Евросоюз до сих пор всегда рассматривали Украину в первую очередь в качестве точки соприкосновения интересов Запада и Востока. Украинцы же, напротив, не перестают утверждать, что обостряющая ситуация внутри страны – это прежде всего дело самой Украины. Намеренно пущенные слухи о предстоящем российском вторжении развеялись, в стране действует хрупкий режим прекращения огня, планировавшиеся ранее наступательные операции не проводятся – иными словами, Украину предоставили самой себе, как, в принципе, и все последние 25 лет. И содержат ее за свой счет.

 

 

Затишье на Украине обманчиво. Среди украинского населения возникают настроения разочарованности, а порой и гнева по поводу политической обстановки в стране, которая со времен Евромайдана едва ли стала более благоприятной. Уровень доверия правительству настолько низок, что с его решениями практически перестали считаться. Популярность президента Петра Порошенко несколько выше, однако, незначительно.

 

 

Зимовать придется без электричества и отопления

 

 

Украина балансирует на краю пропасти банкротства, экономика находится в состоянии свободного падения, уровень безработицы достиг рекордных показателей. Улучшения ситуации не предвидится – кто же решится инвестировать в страну при таких неблагоприятных обстоятельствах? Объемы экспорта на всех оставшихся рынках стремительно падают. Если Европа и заменила Украине Россию в качестве основного торгового партнера, то это никоим образом не говорит о том, что товарооборот между ЕС и Украиной растет. Напротив, это свидетельствует лишь о том, что ее экспорт на восточных рынках просел еще сильнее, чем на европейском направлении.

 

 

 

С наступлением холодов затянувшийся кризис обретет новые формы. Уже в марте этого года Международное энергетическое агентство (IEA) сообщило о разразившемся в беспримерных масштабах энергетическом кризисе в стране. Несколько дней назад премьер-министр Украины Арсений Яценюк также высказался о плачевном состоянии энергетического сектора, чем подтвердил выводы агентства. Стабильное энерго- и теплоснабжение грядущей зимой никто гарантировать не может. Причем с этой проблемой столкнутся абсолютно все регионы Украины. Ситуация осложняется еще и тем, что некоторые области будут испытывать трудности и с водоснабжением. Налицо все необходимые составляющие глубокого социального кризиса, политические последствия которого не заставят себя долго ждать.

 

 

Как же в сложившейся ситуации ведет себя Европа? Ответ очевиден: бизнес, как впрочем, и всегда, ничего личного. Подобная политика недальновидна и опасна. ЕС очень поторопился, когда сразу после свержения правительства Януковича быстро уладил вопрос с соглашением об Ассоциации с Украиной. Стратегические соображения возобладали настолько, что никто даже не задался вопросом, соответствуют ли вообще условия согласованного еще в 2011 году договора реальному положению дел на 2014 год.

 

 

Соглашение об Ассоциации наводит страх уже своим внушительным объемом. Более чем 1000 страниц, содержание которых понятно лишь экспертам. Данное соглашение превосходит предыдущие соглашения ЕС по своей содержательности и предлагает Украине специальную программу реформ, которые позволят ей за достаточно короткий срок справиться с экономическими проблемами, возникшими еще во время становления Украины как независимого государства. Условия соглашения практически повторяют положения экономической доктрины ЕС: переход на общеевропейское законодательство, радикальная приватизация, рыночное ценообразование. Европейская комиссия в 2009 году с совершенно безобидным видом оценила расходы украинской стороны на подобную «перестройку» как «значительные». Точных оценок до сих пор нет ни в Брюсселе, ни даже в Киеве.

 

 

Никакой очередности действий соглашение не предусматривает. Все должно произойти по возможности одновременно. Как украинский государственный аппарат должен все это осуществить, если навязанные ему правовые акты и предписания даже не были переведены на понятный ему язык? Никто этого не знает. Известно только то, что цены на энергию больше не могут субсидироваться государством. В долгосрочной перспективе к этому, конечно, нужно стремиться, однако в нынешней обстановке это было бы взрывоопасным предприятием.

 

 

А тем временем украинские потребители, как бизнес, так и рядовые граждане, столкнутся с ежемесячным ростом цен на газ. Где же альтернативные поставщики, конкуренция? А их просто-напросто нет. Если приватизация проводится в условиях, в которых тотальная коррупция является нормой, и полным ходом идет борьба за следующий кусок пирога, то результаты ее вполне предсказуемы.

 

 

Безответственность и бездействие

 

 

Помимо благоприятных условий – мира, внутренней стабильности, надежно функционирующего управления – Ассоциация с ЕС в будущем должна привести Украину к ощутимому росту благосостояния. Однако в краткосрочной перспективе экономическую выгоду получает исключительно ЕС. Показательным является тот факт, что такие обладающие большим экспортным потенциалом отрасли украинской экономики, как производство сельскохозяйственного сырья и продуктов питания, будут еще продолжительное время подпадать под значительные торговые ограничения.

 

 

И это речь еще не заходила о размерах политической ответственности, которую взяла на себя Европа в результате Ассоциации с Украиной. Еще одной характерной чертой соглашения является тот факт, что оно требует от Украины тотальной перестройки, не предполагая для нее никакой возможности непосредственного вступления в ЕС в будущем. Еще более странно, что Украину при этом бросают на произвол судьбы. Конечно, в Брюсселе заседает специальная координационная комиссия по Украине, состоящая из 30 человек, и это больше, чем европейская «служба поддержки» Грузии или Молдавии, но, тем не менее, эта помощь чисто технического характера и ее явно недостаточно.

 

 

Сейчас крайне необходимо уделить Украине должное внимание, причем не только по вопросам, касающимся Минских договоренностей. Нужно в политическом поле обсудить вопрос банального выживания украинцев этой зимой. И в этом деле не обойтись без участия России. Брюссель в полном составе ушел на летние каникулы, и никаких совещаний по надвигающейся на Украину гуманитарной катастрофе не планируется. Никто не поднимает тревогу.

 

 

Подобная пассивность совершенно безответственна. Мы же так хотели этой Ассоциации! Я начинаю сомневаться в том, что наши европейские политики отдавали себе отчет в своих действиях. Вся ответственность за дальнейшую судьбу Украины лежит на плечах Европейского Союза. Ему пора это осознать и понять, в чем эта ответственность конкретно заключается, перед тем как над Киевом вновь сгустятся тучи массовой истерии.

 

Федеральное агентство новостей

 

 

 

P.S.: Николая Азарова

 

7 августа в одном из ведущих немецких изданий была опубликована статья бывшего еврокомиссара. Мне приходилось встречаться с Гюнтером Ферхойгеном, ведущим европейским специалистом, когда мы работали над содержанием «Соглашения об ассоциации Украины и ЕС». Во многом его выводы об этом документе совпадают или соответствуют моим. Такое впечатление, что это написано моей рукой. В этом легко может убедиться каждый, кто прочитает статью и знаком с моими выступлениями по этим вопросам. В одном не могу с ним согласиться – это в том, что мы не делали точных оценок «издержек адаптации Украины к Европе». Мы такие оценки делали, и я их неоднократно озвучивал. Цифра € 20,0 млрд. в год мной неоднократно называлась и всегда вызывала бурную реакцию в Брюсселе. Сейчас же совершенно очевидно, что расходы будут значительно больше.

 

В любом случае объективная статья Гюнтера Ферхойгена позволит многим, одурманенным украинской пропагандой, жителям Украины открыть глаза на происходящее. Также она достаточно авторитетна и для европейских политиков, которые мало когда задумывались об Украине и ее проблемах. Она может быть поводом, чтобы поразмышлять о правильности европейской политики в отношении Украины.