Цикл цветных фотографий, отснятых в далёком 1911 году. Откуда сто лет назад взялся цвет? Как это было сделано?
Ведь ещё совсем недавно — лет 50-60 назад цветное фото было не то, чтобы экзотикой, но чрезвычайно редким. Ещё на моей памяти псевдо цветные раскрашенные снимки.
Талантливый химик, увлечённый фотограф, выпускник Петербургского технологического института, Прокудин-Горский к 1906 году публикует ряд статей, посвящённых принципам цветной фотографии. В этот период он так усовершенствовал новый метод, обеспечивший одинаковую цветочувствительность всего спектра, что мог уже делать цветные снимки, подходящие для проекции. Тогда же он разрабатывает и свой метод передачи цветного изображения, основанный на разделении цветов на три составляющие. Он снимал объекты 3 раза через 3 фильтра — красный, зеленый и синий. Получалось 3 черно-белых позитивных пластины.
Для последующего воспроизведения изображения он использовал трёхсекционный диапроектор с синим, красным и зелёным светом. Все три изображения с трёх пластин проецировались на экран одновременно, в результате чего присутствующие имели возможность видеть полноцветные изображения. Будучи к 1909 году уже известным фотографом и редактором журнала «Фотограф-любитель», Сергей Михайлович получил возможность осуществить свою давнюю мечту — составить фотолетопись российской империи.
По рекомендации Великого князя Михаила он излагает свой план Николаю II и получает самую горячую поддержку. На протяжении последующих нескольких лет правительство выделяло Прокудину-Горскому специально оснащённый железнодорожный вагон для поездок с целью фотографического документирования жизни империи.
За время этой работы было отснято несколько тысяч пластин. Отработана технология вывода цветного изображения на экран.
А самое главное — создана галерея прекрасных фотографий, беспрецедентная по качеству и объёму. И впервые подобная серия снимков была разложена на цвета. Тогда лишь с целью вывода с помощью диапроектора на экран.
Необычна и дальнейшая судьба этих фотографических пластин. Прокудин-Горский сумел после смерти Николая II выехать сначала в Скандинавию, потом в Париж, захватив с собой практически все результаты многолетних трудов — стеклянные пластины в 20 ящиках.
«В 1920-х годах Прокудин-Горский проживал в Ницце, и местная русская община получила драгоценную возможность просмотра его картин в виде цветных слайдов. Сергей Михайлович был горд тем, что его труд помогал молодому русскому поколению на иноземной почве понять и запомнить, как выглядела их утраченная родина, — в своем наиболее реальном виде, с сохранением не только цвета, но и духа ее».
Коллекция фотопластин пережила и многочисленные переезды семьи Прокудина-Горского, и немецкую оккупацию Парижа.
В конце 40-х годов возник возник вопрос о публикации первого «Истории русского искусства» под общей редакцией Игоря Грабаря. Тогда же — о возможности снабжения его цветными иллюстрациями. Тут-то и вспомнила переводчица этого труда, княгиня Мария Путятина, о том, что в начале века ее свекор, князь Путятин, представил царю Николаю Второму некоего профессора Прокудина-Горского, который разрабатывал метод цветной фотографии путем цветоделения. По ее сведениям, сыновья профессора проживали изгнанниками в Париже и были хранителями коллекции его снимков.
В 1948 году представитель Рокфеллеровского фонда Маршалл приобрел у Прокудиных-Горских около 1600 фотопластинок за сумму 5 000 долларов. С тех пор пластины долгие годы хранились в библиотеке Конгресса США.
Недавно только кому-то пришла в голову мысль попробовать отсканировать и совместить 3-пластиночные фотоработы Прокудина — Горского на компьютере. И случилось почти чудо — казалось, потерянные навсегда образы ожили.»
Вот так выглядела Царская Россия
Николай II сам был фанатом — фотографом (Причем и фотолабораторией сам занимался, не только снимал).
Снимки в цвете начала века видел (скорей всего этого же фотографа), но в таком количестве не знал что они существуют.
Что удивляет — выдержки тогда были длинные. Съемка последовательная — за фильтрами. Как последовательно снимались динамичные сцены (когда в кадре люди) — сложно сказать. Еще проблема — эмульсия была несенсибилизирована насколько помню аж к двум зонам спектра — не только к красной, но и еще какому-то цвету (зеленый кажется). Чувствительность — только к естественному — голубому цвету (так было почти до 1950-х годов). А это сильно искажало цветопередачу. Как он умудрился такой естественности цветов добиться — загадка.
Ну а четкости изображения — не удивляюсь — пластинки 6х9, 10х15 и больше размеров с их зерном дают потрясающее качество изображения. Видел ч/б фото 1915 года — визит китайской делегации в Тульскую Думу (кажется так) — просто потрясает — в групповом снимке можно морщинки на лице человека рассмотреть. Снимки первых лет при советской власти — рядом не стояли. Дрянное качество фото стало сразу после появления пленочных фотоаппаратов с микропленкой и кадром 24х36 мм. Если бы разработали съемку на основе не серебряной амальгамы, а на диазосоединениях (без серебра) — там качество было бы потрясающее — не успели. На смену пришла — цифра. И качество заметно улучшилось. Про цвет не говорю — всё великолепно. А вот по разрешению — боюсь в своей массе цифра до сих пор не дотягивает до качества фотоаппаратов с пластинками используемыми до 1917-го года.
http://prokudin-gorskiy.ru/index.php — Открытый исследовательский проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»
Огромная коллекция фотографий Прокудина-Горского
Спасибо за ссылку. Интересный сайт. Особенно в сравнении этого же места снятым с этого ракурса в наше время. Сам снимал так, делая сравнения. Например фабрику самоварщика Баташова — фото с открытки 1914 г., а я снял с этого же ракурса её современный вид.
Да, это очень интересный вид фотоисследования: фото какого-то места во временной динамике, в разных эпохах