3 августа А.Яценюк признал, что возглавляемое им правительство не в состоянии обеспечить отопительный сезон, а в Министерстве энергетики и угольной промышленности не исключают возможности почасовых отключений электричества. Как заявил Яценюк во время заседания Антикризисного энергетического штаба, Украине остались лишь два сценария: плохой и очень плохой. «Плохой — это при минус 5 градусах по Цельсию, а очень плохой — при минус 20. Согласно экспертному отчету, угля марки А и Г не хватает при минус 5 градусах  7 миллионов тонн, при минус 20 — 11 миллионов тонн».

Любопытные цифры, если учесть, что министр энергетики В.Демчишин заявляет, что сегодня запас угля на складах составляет 1,5 млн. тонн, а до отопительного сезона он планирует накопить 3 млн. Не думайте, будто вы плохо учили математику в школе. Просто деятельность воинствующих дилетантов, волей государственного переворота оказавшихся в чиновничьих креслах, не поддается ни математическим законам, ни элементарной логике.

По факту угля действительно нет. От слова совсем. Для отечественных ТЭС необходим именно антрацитовый уголь, запасы которого, согласно данным «Укрэнерго», составляют лишь 0,48 млн. тонн. Первый замминистра энергетики и углепрома И.Мартыненков заявил: запасы антрацитового угля марки А нужно довести до 1,5 млн. тонн. Вот только где их взять, если все шахты, производящие его, оказались на территории ДНР и ЛНР? Сокрушаясь по поводу того, что под контролем Украины осталось лишь 35 шахт из 90, Яценюк забыл уточнить: причиной таких потерь стала развязанная Киевом война и объявленная им экономическая блокада Донбасса. Именно это является первопричиной охватившего страну энергетического коллапса, грозящего полным блэкаутом.

В предвоенном 2013 г. страна добыла 83,7 млн. тонн угля и была его экспортером. Она продавала уголь в 54 страны, объем продаж достигал 6,6 млн. тонн, принеся Украине 600 млн. долл. Уже в августе 2014 г. добыча угля сократилась по сравнению с августом 2013 г. на 60%. За месяц было добыто всего 700 тыс. тонн угля, тогда как несколько месяцев назад добывали около 2 млн.

В текущем году падение продолжилось. В январе-июне 2015 г. угледобывающие предприятия Украины снизили добычу рядового угля на 52,2% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. Добыча коксующегося угля за шесть месяцев упала на 64%, энергетического на 47,7%. При этом шахты, входящие в сферу управления Минэнергоугля, за полгода снизили добычу на 72,3%, в т.ч. добыча коксующегося угля сократилась на 68,8%, энергетического  —  на 73,5%.

* * *

Лишившись отечественного антрацита и доведя угольную отрасль до ручки, правительство не нашло ничего лучшего, чем принять решение о закрытии 12 шахт. В течение года будет ликвидирована одна треть всех шахт. Верх маразма. В стране останавливаются ТЭЦ, правительство говорит о грядущем коллапсе, горняки бастуют, но шахты закрываются. Во-первых, это требование МВФ для получения Украиной кредитов, во-вторых, «профессионалы майдана» попросту не в курсе, как управлять отраслью.

Вот уже год чиновники не могут наладить вывоз критически необходимого энергосистеме антрацита из территорий ДНР и ЛНР. Как сообщают представители «Донбассэнерго», на станции «Красный Лиман» с середины июня заблокировано 260 вагонов с углем. Можно было бы оправдать это войной, но такая же проблема существует и на других территориях. В ходе забастовки 27 июля шахтеры Волынской области обвинили власти в отсутствии интереса к добыче угля. По их мнению, сырье не нужногосударству, из-за чего оно лежит на складах и не реализуется. Глава Независимого союза горняков Украины М.Волынец утверждает, что шахты господчинения на Украине практически прекратили работу из-за несогласованной работы действий Минэнергоугля и «Укрзализныци».

Правительство создало еще одну проблему. В марте Национальная комиссия регулирования энергетики и коммунальных услуг снизила тариф на отпуск электроэнергии для ТЭС и ТЭЦ. При этом в него была заложена стоимость угля 800 грн./т, тогда как фактическая цена украинского угля составляет порядка 1600 грн./т, а импортируемого 2000 грн./т. В связи с этим энергетики не могут закупать уголь у шахтеров, у которых, в свою очередь, возникли проблемы со сбытом и дефицит денежных средств. В том числе на зарплату шахтерам в госсекторе.

В результате этой политики задолженность по зарплате перед шахтерами достигла 450 млн. грн. Погасить ее Демчишин планирует за счет… ликвидации шахт. То есть выгнать на улицу одних шахтеров, чтобы один раз выплатить зарплату другим. Закрытие шахт, в свою очередь, повлечет за собой то, что каждый пятый горняк останется без работы. Закроются или снизят объемы производства управления шахтопроходки, проектные институты, связанные с горной промышленностью, заводы, выпускающие горношахтное оборудование, закроются социально-культурные объекты, финансируемые шахтами, и многие другие объекты отрасли. Видимо, освободившиеся трудовые ресурсы гениальному украинскому правительству нужнее для проведения «АТО».

* * *

Управлять сложнейшей отраслью действительно труднее, чем ежечасно исполнять государственный гимн, красить заборы в патриотические цвета и скакать на майдане. Потому доморощенные «патриоты» решили воспользоваться советами Остапа Ибрагимовича «заграница нам поможет».

Для развития украинской угольной отрасли средств не находится, зато они с легкостью находятся для импорта угля из ЮАР, Австралии, Польши, Казахстана и даже из «страны-агрессора». Но и здесь не ладится.

Во-первых, у государства-банкрота нет средств. Правительство разрешило государственному «Ощадбанку» выделить 2 млрд. грн. (около 90 млн. долл.) кредита на закупку угля на зиму для тепловых электростанций и теплоэлектроцентралей. 300 млн. долл. кредита якобы готов выделить ЕС. При том что уголь занимает 35% в энергобалансе страны, его импорт в зимние месяцы может обойтись в 800 млн. долл. Кроме того, импортный уголь обойдется намного дороже. Если стоимость отечественного составляет около 60 долл. за тонну, импортный, по оценке члена наблюдательного совета Института энергетических стратегий Ю.Корольчука, будет стоить 90-100 долл. Стоимость российского угля не намного ниже, около 85 долл.

Во-вторых, возникает проблема качества угля. В прошлом году импорт несоответствующего технологическим нормам южноафриканского угля привел к уголовному делу. И хотя сейчас Демчишин бьет себя пяткой в грудь, доказывая, что в ЮАР нужный уголь есть, начальник участка ГП «Донбассантрацит» В.Калиновский сообщает: «Кроме Донбасса, Украине просто негде взять подходящий ей уголь… Если Украина откажется от нашего угля, теплоэлектростанции, работающие в ее энергосистеме, не смогут давать то, что положено, т. е. обеспечивать работу генераторов в соответствующем режиме. Потому что кроме наших энергетических антрацитов они больше ни к чему не приспособлены». Но вести равные переговоры с ДНР и ЛНР Киев отказывается. По заявлению председателя Совета министров ЛНР Г.Цыпкалова, украинская власть отказываетсявоспринимать республики в качестве равного партнера: «Дело в том, что они ведут сегодня переговоры о закупке. Такое в действительности есть. Но пока Украина не готова признать нас как делового партнера. Мы готовы и ведем на эту тему переговоры».

В-третьих, возникает ряд логистических проблем. Яценюк на днях дал распоряжение «зафрахтовать лодки» для доставки импортного угля. Правда, уголь для их наполнения зафрахтовать забыли. Закупки такого объема антрацитов без предварительных контрактов неминуемо приведут к удорожанию сырья на мировом рынке, что для разоренной Украины смерти подобно. Кроме того, украинские порты являются экспортно ориентированными, смогут принять максимум 0,5 млн. тонн в месяц, что совпадает с бодрыми реляциями Демчишина, но недостаточно для обеспечения объемов, озвученных Яценюком.

* * *

Вместо решения насущных задач обеспечения энергетической безопасности страны правительство занято политическими играми, давлением на Донбасс, сварами с Россией и пресмыкательством перед Западом. В ходе заседания Антикризисного энергетического штаба в Кабинете министров Яценюк радостно сообщил, что международная миссия в составе 26 экспертов из США, Канады и Евросоюза подготовила для Украины план действий в энергетической отрасли на предстоящую зиму и на ближайшие 5 лет. Для достижения энергетической независимости. Великое достижение для страны, которая в недавнем времени не только полностью обеспечивала себя углем, но и отправляла излишки на экспорт.

Как Запад собирается помогать, четко видно на примере приватизационных прожектов правительства Яценюка. Подготовка к распродаже угольного и энергетического сектора страны вместо инвестиций обернулась тем, что Украина за свой счет в рамках предпродажной подготовки модернизирует энергетические объекты. В результате расходы понесет государственный бюджет, а прибыль будут получать новые собственники. Приватизация повлечет за собой увеличение тарифов. Например, Демчишин отмечал, что лишь благодаря государственной принадлежности ведущего украинского производителя электроэнергии «Центрэнерго» государство влияет на ценообразование на рынке тепловой генерации: «Именно так нам удавалось сдерживать тариф. Компания ДТЭК уже давно требует тарифа на уровне 1 гривны 20 копеек, и именно благодаря «Центрэнерго» мы удерживаем его на уровне 80 — 90 копеек». Сейчас компания поставлена на продажу, после которой государство окончательно потеряет влияние на размер тарифов.

Напомним, что в Соглашении об ассоциации с ЕС содержатся требования, в соответствии с которыми украинские энергогенерирующие предприятия не имеют права продавать энергоносители на внутреннем рынке по цене ниже экспортной. Чем это обернется для украинских граждан и для всей экономики, догадаться несложно.

Впрочем, ожидать, что Украина зимой замерзнет, означает нагнетать излишний катастрофизм. Как всегда, на помощь придет «агрессор». 27 июля Украина снова возобновила импорт электроэнергии из России в размере 800-900 МВт в сутки. Получит Киев, скорее всего, и уголь, часть из которого, по некоторым оценкам, является антрацитом из республик Донбасса, который перевозится в РФ и легализуется в качестве российских поставок. Только каким образом эта дружеская помощь соотносится с милитаристскими заявлениями украинского правительства, умудрившегося за неполных два года угробить угольную отрасль? Воистину друзья познаются в беде, даже если эта беда – собственное правительство.

Ольга ШЕЛКОВА | 06.08.2015