6 августа Анджей Дуда вступает в должность главы государства на совместном заседании обеих палат парламента Польши. Накануне в интервью PAP он заявил о намерении углублять сотрудничество со странами Центрально-Восточной Европы: «Мы должны проводить активную политику в регионе Центрально-Восточной Европы. Я сторонник укрепления сотрудничества между странами региона – от Балтийского моря, в направлении Адриатики и Чёрного моря. У этих стран имеется общий опыт второй половины ХХ в. и часто общие проблемы. Необходимо эти интересы определить и взаимодействовать для их реализации».

Доктрина АВС (Adriatyk — Baltyk – Czarne Morze) была всегда в ходу у польских стратегов. Её цель – сплотить на антироссийской идеологии государства, расположенные между Адриатическим, Балтийским и Чёрным морями. Доктрина АВС эволюционировала из доктрины «Междуморья» (Intermarum). Междуморьем при Юзефе Пилсудском называли пространство от Балтики до Чёрного моря.

Это пространство дедушка Юзеф (поляки называют его «дзядек») мечтал сплотить под контролем Польши и выстроить забор на пути из России в Европу. Западный агитпроп может сколько угодно рассказывать о железном занавесе в СССР, но факт остаётся фактом: инициатива отгородить Россию от Европы часто исходила от самого Запада.

Затем теоретический масштаб доктрины «Междуморья» расширили, добавив к Балтике и Чёрному морю Адриатику. Так родилась доктрина АВС, которая предполагала сотрудничество Варшавы с балканскими странами при поддержке западноевропейских государств.

Украине отводится определенная роль и в доктрине «Междуморья», и в АВС. Она должна служить буфером между Польшей и Россией (как Прибалтика, где Соединённые Штаты увеличивают группировку своих войск).

Дуда высказался за проведение переговоров по украинскому вопросу с обязательным участием Польши и заверил, что его страна поможет Киеву выстраивать государственные институты.

Теперь неудобный вопрос: что же это за государство такое Украина, которая за 23 года собственной независимости так и не выстроила государственных институтов и остро нуждается в иностранной помощи?

Ссылки украинских национал-патриотов на «руку Кремля» неубедительны: плохому танцору всегда что-то мешает. И в конце концов, многие государства живут в атмосфере жесткой конкуренции, но при этом состоялись как государства, несмотря на внешние вызовы.

У Украины не получилось, потому что она согласилась выполнять функцию буфера, отведённую ей Западом. Ни в доктрине «Междуморья», ни в доктрине АВС Украине никогда не отводилась самостоятельная роль.

Эти доктрины польского авторства нацелены на достижение Польшей, а не кем-то иным регионального лидерства, а лидер не согласится иметь рядом с собой еще несколько потенциальных лидеров. Сильная и могучая европейская Украина – это политические сказки для наивных патриотов. Реальность другая – Польше нужна Украина, независимая де-юре, но слабая и зависимая де-факто. Влиятельное присутствие такой Украины на берегах Адриатики, если говорить о доктрине АВС, – несбыточная мечта.

Давайте вспомним, сколько искромётных геополитических проектов подсовывал Запад Украине при Кучме, Ющенко, Януковиче, а теперь при Порошенко? Тут вам и блок ГУАМ (Грузия – Украина – Азербайджан – Молдавия), и Восточное партнёрство (Украина, Молдавия, Грузия, Белоруссия, Азербайджан, Армения), и Альянс балто-черноморских наций.

Во всех этих проектах Украине отводилась роль послушного инструмента, все эти проекты крутятся вокруг Балтики да Чёрного моря. И лоббировались Польшей, для которой важно если не воссоздать Речь Посполитую в прямом смысле «от можа до можа», то хотя бы переформатировать это пространство по собственному разумению.

И не менее важно, что все эти проекты были геополитическими, ни один не был экономическим. Превращать Украину в экономический оазис Запад не собирается. Взгляд Запада на Украину – утилитарно-политический. Украина – это буфер, а предназначение буфера – ограждать от ударов других, принимая всё себя.

Украина для Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в отличие от Европы – гармоничное звено в торгово-экономической цепочке между странами бывшего СССР. Экономическая совместимость со странами членам ЕАЭС, где украинская продукция пользовалась спросом, позволила бы Киеву стать участником глобальных экономических проектов и торговых маршрутов из Европы в ЕАЭС и Китай. Пекин ищет выход в Европу, один из коридоров пролегает по территории ЕАЭС. Он мог бы пролегать и далее, через Украину, но…

Сейчас Запад ведет борьбу против ЕАЭС руками Украины. Так было задумано изначально. Когда перед Киевом стоял вопрос «С кем быть?», с ЕС или ЕАЭС, Вашингтон и Брюссель пригрозили: «Или с нами, или против нас». Партнёры Киева из ЕАЭС предложили более конструктивную формулу: «И с нами, и с ними». Польская дипломатия принимала в этом активное участие, и мы помним контролирующие визиты в охваченный беспорядками Киев тогдашнего министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского, который был передатчиком между США, ЕС и Украиной.

Нынешний президент Польши А. Дуда – представитель партии «Право и справедливость» (ПиС). К этой партии принадлежал и Р. Сикорский, но затем перешёл в лагерь конкурентов из «Гражданской платформы» (ГО). ПиС — это партия, пытающаяся вдохнуть новую жизнь в прежние геополитические концепции. Чтобы чем-то отличаться от ГО, которая занимается тем же, ПиС старается быть радикальней и жёстче. И этим впечатляет своих избирателей. С приходом А. Дуды улучшения польской политики на Украине, адвокатом которой выступает Польша, ожидать не стоит.

Украинский буфер принимает на себя один удар за другим, расплачиваясь за покорность Западу разрывом торгово-экономических связей с партнёрами по ЕАЭС и превращением в финансовую дыру. Об участии Украины в торговой цепочке Китай – Европа можно забыть. С учётом происходящего на Донбассе никто Украину не рассматривает как привлекательного экономического партнёра.

Возможно, нынешним украинским политикам кажется, что они что-то могут. Но они не могут ничего. Их зависимость от Запада тотальна, а жители нынешней Украины на своей шкуре испытывают и ещё долго будут испытать последствия геополитических проектов, подсовываемых Киеву «европейскими благожелателями».

Владислав ГУЛЕВИЧ | 06.08.2015