Как сейчас выглядит ситуация в стране над Днепром? После государственного переворота курс гривны против западных валют упал почти в три раза. При этом в несколько раз возросли цены на отопление, газ, электроэнергию и воду. Это о городах сказано. В сельской местности ситуация еще хуже. Вот пример по Сумской области. При «тиране» Януковиче машина дров, достаточных для того, чтобы протопить двухкомнатную избу в зимнее время, обходилась в 400-500 гривен. Сейчас то же количество дров обходится в 2000-2500 гривен. Иначе говоря, четверть годовой пенсии сельских жителей уходит на отопление. Таких «приятных» для граждан Украины перемен потребовал МВФ. Иначе, мол, кредитов не получите.

 

 

 

Но не надо думать, что даже в таких тяжелейших условиях уменьшилась коррупция во власти. Наоборот, она только возрастает. Сравнительный анализ исследований уровней коррупции на Украине, которые проводились компаниями Transparency International, Gallup International и Центром Разумкова в 2013-2015 годах, показывает, что коррупция не только не уменьшилась с приходом нового режима, но в некоторых сферах даже выросла на 5-18%.

 

Несмотря на то, что каждый день все дорожает, а люди нищают, киевский режим заявил, что пересматривать размер минимальной зарплаты и пенсии в ближайшей перспективе не намерен. Это в то время, когда минимальная зарплата составляет 1218 гривен, то есть около 50 евро, а пенсия – 949 гривен, или около 40 евро. На Украине горько шутят: существует надежда, что спустя столько-то лет власти «победят нищету», поскольку за эти годы все украинцы, кому «посчастливилось» оказаться нищими (а таких большинство), помрут — кто от голода, кто от болезней.

 

Тем не менее большинство населения на протесты пока не настроено. Опрос общественного мнения в середине мая, выполненный фондом «Демократические инициативы им. И. Кучерива», показал следующее: только четверть граждан страны (25,5%) считает, что в ближайшее время по месту их проживания могут произойти массовые протесты в связи с «ухудшением жизни» либо «с целью защиты прав и свобод».

 

Одновременно третья часть опрошенных (34%) не видит причин, которые могли бы склонить их к выходу с протестами на улицы. По мнению экспертов фонда, люди просто не верят, что очередной майдан может что-либо изменить в стране. Хотя ситуация может обостриться с началом отопительного сезона, когда придется платить по новым тарифам.

 

Однако нельзя исключить, что события могут развиваться по иному сценарию, который связан с бывшими активистами евромайдана и неонацистами из «добровольческих батальонов», недовольными правлением Петра Порошенко.

 

В Киеве 3 июля состоялось шествие добровольческих формирований «Марш Святослава», в котором приняли участие от полутора до двух тысяч представителей батальонов «Айдар» и «Донбасс», роты МВД «Торнадо» и ДУК «Правый сектор». Участники шествия требовали, чтобы руководство Украины официально признало факт войны в стране на мировом уровне, отказалось от минских договоренностей, разорвало межправительственные отношения с Россией и предоставило всем добровольческим формированиям «надлежащее вооружение».

 

Комментируя марш, националистически настроенный военный эксперт полковник запаса Олег Жданов в эфире местной радиостанции «Голос столицы» заявил: «Если мы обратимся к Основному закону нашей страны, Конституции, то там четко и ясно написано, что у нас президент является Верховным главнокомандующим, и всю юридическую и правовую ответственность за деяния, которые связаны с военными действиями, несет именно он. Так что требования адресованы ему. До него надо достучаться, чтобы он наконец-то открыл глаза, а если он не хочет, надо заставить его действовать».

 

Действительно, как сообщило британское издание The Sunday Times, «добровольцы» обвиняют Порошенко в том, что он не сдержал предвыборные обещания: «в течение двух недель» прекратить войну на востоке страны.

 

Участники государственного переворота также обвиняют президента и все более непопулярного премьер-министра Арсения Яценюка в невыполнении обещаний по борьбе с коррупцией и бюрократией. «Мы избавились от воров и заменили их мародерами», – приводит газета слова одного из бывших активистов майдана Дмитрия Карпа.

 

И не только обвиняют, но уже действуют. Перестрелка 11 июля боевиков «Правого сектора» с силовиками Мукачева из-за «крышевания» контрабанды переросла в мятеж с многочисленными жертвами. Последовала серия взрывов 14 июля во Львове. Там тоже есть пострадавшие. На следующий день – взрыв в Ужгороде. А что будет завтра? Рискнет ли Киев ввести военное положение в «отдельных районах» Львовской области и в Закарпатье по подобию Донбасса? Пока во власти царит растерянность. Президент принял лидера «правосеков» Д. Яроша, но боевики отказались сложить оружие. Несмотря на все требования напуганного Порошенко, национальная гвардия явно не в состоянии справиться с боевиками ПС.

 

Они между тем угрожают. Батальоны «Азов» и «Донбасс» заявили о поддержке мятежников. По сообщению ura-inform.com, спикер «Правого сектора» Артем Скоропадский на брифинге 12 июля заявил, что в зоне боевых действий находится два батальона, а по всей Украине 18 или 19 запасных. И, мол, если будет надо, запасные батальоны отправятся куда угодно. «Мы можем отправить все запасные батальоны под администрацию президента и под Министерство внутренних дел», – угрожает Скоропадский.

 

Еще одна причина недовольства – неспособность киевского режима вывести государство из экономического кризиса. Согласно данным опроса общественного мнения, которые приводит издание, 98% украинцев описывают экономическую ситуацию в стране как тяжелую и только 25% проголосовали бы за Порошенко, если бы выборы проводились завтра.

 

О высокой вероятности нового майдана пишут и на Украине. «Война на Востоке, два миллиона беженцев, нереформированные судебная и правоохранительные системы, полупарализованная экономика, практическое отсутствие даже «потемкинских» реформ и денег в казне, насквозь прогнившая государственная бюрократическая машина, повсеместная коррупция – всё это уверенно ведёт наше общество к новому майдану. А неуклюжие попытки власти хоть немного поправить положение дел за счёт пенсионеров и прочего бесправного люда лишь усугубляют ситуацию», – отмечает в этой связи «Неделя.UA».

 

Издание предполагает, что новый майдан наверняка «будет беспощаден и куда более кровопролитен, нежели предшествующий», поскольку «нынешней власти отступать просто некуда». Для подавления бунтов будут отозваны с фронта «батальоны национальной гвардии», однако они «лишь увеличат количество жертв».

 

В «кровопролитии» сомневаться не приходится, ибо, помимо прежних знакомых лиц, на майдане могут появиться исламисты, которые с прошлого года воюют против ДНР и ЛНР. По сообщению американского журнала Time, один из них, «генерал Иса Мунаев» командовал батальоном им. Джохара Дудаева и был убит под Дебальцевом. По словам офицеров этого батальона, примерно четверть из его 200 бойцов составляют чеченцы, которые приехали главным образом из Турции и разных стран Европы.

 

Под Широкино находится батальон «Шейх Мансур». В его составе большинство – этнические чеченцы. Однако в Чечне они либо вообще не жили, либо давно не живут. Сброд, воюющий в этом подразделении, нашёл общий язык с неонацистами на почве русофобии («мочим русских, где можем!») и зверских расправ над пленными и мирным населением.

 

Интересно то, что о возможности нового майдана говорят и в среде тех, кто тесно связан с евроатлантическими структурами, где не очень хотели бы смены режима в Киеве. Тем не менее такое развитие событий исключить нельзя, считает политический аналитик Института евроатлантического сотрудничества Константин Федоренко.

 

На днях в интервью польскому изданию wiadomosci.wp.pl аналитик заявил: «Реальный третий майдан возможен либо в случае очень болезненного военного поражения, либо если закончится АТО в Донбассе и правые комбатанты возвратятся в Киев с желанием сменить власть. Тогда действительно возможен протест, которому будет сопутствовать кровь. Это движение может быть использовано в своих интересах политическими силами, главным образом «Правым сектором». По мнению К. Федоренко, «Европа, если это произойдет, должна отреагировать и дать понять лидерам этого протеста, что ни в коем случае их официально не признают».

 

Конечно, к мнению аналитика надо относиться корректно. Однако не обойтись без вопроса: а что случится, если в Вашингтоне, увидев фиаско режима Порошенко–Яценюка, сделают ставку на «крутых парней» из «Правого сектора»? Мол, кто же, кроме них, способен дать отпор «российской агрессии»? Думается, случись нечто подобное, Берлин и Париж воспримут все как должное. Так же как они восприняли государственный переворот 22 февраля 2014 года.

 

Поэтому третий майдан, если он произойдет, будет означать начало нового этапа украинской трагедии, приближающий крах страны как единого государства. Кроме ДНР и ЛНР, неизбежно появятся новые регионы, не согласные дальше испытывать на себе «прелести» киевских властей, становящихся от майдана к майдану все более коричневыми.

 

Политобзор