Вечером 1 июня президент Украины Петр Порошенко внес в Верховную раду проект изменений в Конституцию. Речь идет о т.н. децентрализации власти, то есть наделении большими правами органов местного самоуправления.

* * *

В начале марта указом президента была создана Конституционная комиссия, а уже 19 июня спикер украинского парламента Владимир Гройсман представил Венецианской комиссии законопроект о внесении изменений в Конституцию в части децентрализации. Темпы, что называется, стахановские!

Только оказалось, что авторство законопроекта принадлежит «рабочей группе по вопросам конституционных основ и организации и осуществления государственной власти, местного самоуправления, административно-территориального деления устройства Украины и децентрализации власти». В группу эту вошли представители фракций парламентской коалиции и эксперты. О представительстве «Оппозиционного блока» благополучно «забыли». Как «забыли» и о представителях ДНР и ЛНР. Такова специфика украинской демократии.

Однако авторство «рабочей группы» вскоре подверглось серьезным сомнениям, поскольку некоторые ее члены стали жаловаться на то, что не сумели не то что прочитать, а даже в глаза не видели документ, отправленный в Венецию. Выяснилось, что и в Конституционной комиссии, членам которой прочитать законопроект все же удалось, не все с ним согласились. Не согласна, например, вице-спикер парламента Оксана Сыроид из «Самопомощи», которая считает, что изменения в случае их принятия приведут к чрезмерному усилению института президентства.

Стало также известно, что законопроект на самом деле был сочинен в недрах президентской администрации. Причем предложения по конкретным изменениям «обобщались» в Институте местного самоуправления.

В каком направлении «обобщались», определить несложно. Ведь глава президентской администрации Борис Ложкин, скромно именующий себя «менеджером президента», на днях заявил о необходимости усиления президентской власти. По его мнению, «существующая сегодня система не позволяет нам быстро принимать решения». Поэтому, как считает «менеджер», «нам нужно определиться: если мы – президентская республика, то какая? По американской ли модели, где Президент непосредственно возглавляет исполнительную власть; по французской ли модели, которая близка к тому, что было у нас до 1996 года? Или что-то другое?»

Здесь надо уточнить, что сегодня Украина – парламентско-президентская республика. Но, как видно, существует на этот счет и другая точка зрения. Поэтому нельзя исключить, что вслед за децентрализацией грядет еще одна ревизия Конституции Украины.

* * *

Если предложенные поправки будут утверждены, право досрочно прекращать полномочия органов местного самоуправления, что предусматривается статьей 144 проекта новой редакции Конституции, окажутся у президента. Президент может прекратить их полномочия и назначить прямое президентское правление в лице своего представителя. А предлог для прекращения полномочий при желании всегда найти можно. Как говорится, был бы человек, а статья всегда найдется.

Или обратим внимание на такой момент. Статью 118 Конституции предлагается изложить в такой редакции: «Исполнительную власть в районах и областях, в Киеве и Севастополе осуществляют префекты… Префекта назначает на должность и освобождает с должности по представлению Кабинета Министров Украины Президент Украины…» Префект, как говорится в статье 119, осуществляет контроль за деятельностью местной власти (может приостанавливать решения органов местного самоуправления), а в условиях чрезвычайного или военного положения становится фактическим руководителем региона.

Не будем говорить об абсурдности появления в украинской Конституции российского города Севастополь. Обратим внимание на другое. Кабмин кандидатуру-то представляет. Но если представленная кандидатура президента не устраивает, то и утверждена она не будет. То же самое и с увольнением: не захочет президент и не уволит.

Проект новой редакции Конституции предусматривает перемены в прежнем территориально-административном устройстве страны. Области и районы остаются, а вот вместо сельсоветов должны появиться «общины» (громады, как сказано в статье 133). Кроме того, появятся «регионы». В той же статье 133 записано: «Автономная Республика Крым и области являются регионами Украины». Каким чудесным образом регион России может одновременно являться и регионом Украины, авторы не заморачиваются. Написали – и точка.

В этой статье присутствует еще крайне интересное положение: «Несколько общин составляют район». Несколько — это явно меньше десяти или двадцати. Следовательно, речь идет о давно вынашиваемой, еще со времен Виктора Ющенко, идеи укрупнения прежних сельсоветов.

Можно предположить, что в укрупнении, помимо прочего, присутствует экономическая составляющая, связанная с предстоящим открытием рынка земли. Понятно, что чем меньше общин, тем проще кулуарно договориться о продаже земли и тем быстрее этот ресурс перейдет под контроль транснациональных корпораций и банков. А как вы думали, зачем Ротшильды скупают долги Украины? Вот за эти долги и заберут потом землю. А работать на земле приедут сюда китайцы, которым Петр Порошенко любезно предоставит украинской гражданство. Почему китайцы? А зачем же тогда Ротшильды владеют главным китайским кошельком – банком HSBC со штаб-квартирой в Гонконге?

* * *

Эксперты сходятся на том, что децентрализация по-украински ведет, наоборот, к централизации и усилению президентской власти. В частности, издание Киевского центра политических исследований и конфликтологиипишет: «Президент получает необходимые рычаги для реализации своей политики, в том числе и методами диктатуры».

Бывший премьер-министр Украины Николай Азаров написал на своей странице в «Фейсбуке», что новая редакция Основного закона страны сделает из президента Петра Порошенко диктатора и «наместника Бога на земле». «Сегодня вам вместо настоящей демократической конституции подсунули по сути диктаторскую, которая превращает Порошенко в латиноамериканского диктатора, дает ему неограниченные полномочия, запутывает взаимоотношения судебной и исполнительной власти», — заявил экс-премьер.

Кроме того, происходит фактический пересмотр минских соглашений, поскольку Киев проводит конституционную реформу без учета позиции ДНР и ЛНР. При этом не приходится сомневаться в том, что США и ЕС признают новую редакцию Конституции как такую, что отвечает демократическим принципам и нормам, да еще отражает «чаяния украинского народа», в том числе и проживающего на Донбассе, и осуществленной в соответствии с п.11 минских соглашений.

О Донбассе в проекте упоминается только в п.8 «Переходных положений»: «Особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом».

* * *

Понимая, что рассчитывать на протрезвление Киева от шовинистического угара больше не приходится, руководство ДНР ввело особый режим самоуправления и назначило на 18 октября местные выборы. Как сообщил глава республики Александр Захарченко, «ДНР во исполнение п.п. 4 и 11 Комплекса мер (по выполнению Минских договоренностей от 12 февраля 2015 года) объявляет, что на ее территории в рамках Конституции и законов республики в части, не противоречащей им, действует особый режим самоуправления».

Выборы 18 октября будут проводиться также в соответствии с Комплексом мер. В этот день будут избираться главы городов и районов. Также руководство ДНР определит «с учетом особенностей нормативной базы республики, финансовых возможностей и пожеланий граждан», целесообразно ли избирать 18 октября депутатов районных, городских, поселковых и сельских советов. При этом сообщается, что во время выборов «будут сохранены установленные довоенными законами границы районов, городов, поселков, сел и избирательных участков, а также названия органов самоуправления и должностей избираемых лиц». Очевидно, по такому же пути пойдут и в ЛНР.

* * *

Между тем до летних парламентских каникул остаются считаные дни. За это время народные депутаты должны принять изменения в части децентрализации в первом чтении. Нужно для этого всего ничего – 300 голосов. Собственно, голосование и покажет, насколько серьезны претензии украинского президента на тотальную власть.