Сильная черта России — умение принимать свою историю.

Сейчас, когда в России празднуется День Независимости — еще совсем молодой и пока еще спорный праздник, — видно, сколько разных точек зрения существует сейчас на историю в российском обществе, и все они — по-своему востребованы и популярны.

 

Есть «красный», советский взгляд, часть большого наследия СССР.

 

Есть люди, любящие дореволюционную Россию, православные монархисты и русские патриоты.

 

Есть, наконец, либеральная традиция — неблизкая мне, но которую тоже невозможно вычеркнуть из русской культуры.

 

И государство в России — не дает какой-то одной версии истории уничтожить другие, но, скорее, умело балансирует между ними.

 

Конечно, верующие люди, которые хотят поставить в Москве памятник святому князю Владимиру, и коммунисты, которые хотели бы вернуть на свое прежнее место памятник Дзержинскому или снова назвать Волгоград Сталинградом, — никогда не согласятся с тем, что у их оппонентов есть своя правда.

 

Но — все они вместе, пусть и в конфликте, создают такое же национальное богатство, как и то, что могут дать экономические активы, — и даже намного более ценное.

 

К сожалению, на Украине так не получилось.

 

Если Россия пошла по пути полифонии, сочетания традиций разных эпох, — Украина отказалась от почти всего своего прошлого.

 

Отказалась только из-за того, что это прошлое — было у нее общим с Российской Империей и СССР.

 

А раз так — оно должно быть объявлено «оккупационным» и «москальским».

И что же осталось от истории Украины, когда государство начало вычитать из нее, а не умножать?

 

Сечевые стрельцы, воевавшие против России на стороне Австро-Венгрии.

 

Не просуществовавшая даже несколько лет бандитская республика Петлюры.

 

Еще одна «держава» Бандеры, которой вообще по сути не было — немцы в нее играть не захотели.

 

Плюс какие-то кусочки казацкого прошлого — хотя казаки и не были, строго говоря, Украиной, а находились в сложных политических отношениях с Москвой, Польшей и Турцией.

 

Ну и канадская эмиграция, куда без нее.

 

Так от огромной многовековой истории осталась одна узкая полоска радикально-националистических организаций, и чаще всего криминальных, с убийствами и погромами.

 

А ведь Российская Империя немыслима без Разумовских, без старого Киева из книг Булгакова, без Одессы Воронцова.

 

И, тем более, советская история и Великая Отечественная война — это во многом именно история Украины и украинского народа. Трагическая и героическая хроника отступления, сопротивления, перелома и победы, где есть и Днепрогэс, и оборона Киева, и Бабий Яр, и долгожданное освобождение наших городов.

 

Но, по мнению киевского режима, все это должно быть вычеркнуто из учебников, словно бы и не было всего этого никогда.

 

Это — ущербная логика мелких, закомплексованных людей.

 

И я надеюсь, что эти их стремления провалятся точно так же, как проваливаются их милитаристские планы.

 

И тогда мы сможем вернуться к разумному, широкому взгляду на прошлое Украины — взяв за основу тот факт, что наша история — такая же разная, как и сами люди, и отказываться от нее ни в коем случае нельзя.

 

Понятно, что раздражает врагов этого подхода — какой период истории ни возьми, украинцы или боролись за вступление в Россию, или добивались трудовых и военных побед в составе России.

 

Но странно то, что украинские националисты не понимают: не бывает государства и народа без истории.

 

Отказываясь от истории, от наших достижений, от подвигов и ошибок прошлого — они отказываются от права на построение своего государства.

 

А на одном убогом тезисе «Украина — не Россия» — государство не построить.

 

Олег Царев