Украинская власть перестала скрывать очевидное, признав невозможность обслуживания собственных долговых обязательств в полном объеме. Верховная Рада приняла беспрецедентное в мировой практике постановление, предоставляющее право правительству не платить по внешним займам. Поскольку переговоры о реструктуризации долгов с Комитетом кредиторов Украины провалились, Кабмин Яценюка планирует объявить дефолт по всем правительственным еврооблигациям 2005-2013 годов и займам юридических лиц, привлекавшихся под государственные гарантии, на общую сумму около $17 млрд. под видом «моратория на выплату долгов», объявив кредиторов «недобросовестными».

 

Под реструктуризацией Яценюк понимает списание долгов частными кредиторами, которые «должны сделать шаги для помощи украинскому народу в преодолении российской агрессии и становлению европейского государства по стилю жизни», а также предоставление новых траншей. «Помогите не словом, а долларом, а точнее миллиардом», – клянчил деньги экзальтированный Яценюк с парламентской трибуны. Ясное дело, что ни один кредитор, будучи в здравом уме и твердой памяти, не согласится простить долги государству, чье будущее не возьмется предсказывать ни один уважающий себя эксперт.

 

Известно, что самая глубокая пропасть – финансовая, в нее можно падать бесконечно. Красноречивым показателем, демонстрирующим бедственное положение украинского государства, является чистые золотовалютные резервы, то есть резервы за вычетом обязательств к погашению в этом году, составляющие минус $2 млрд., даже не учитывая долг перед Россией в $3 млрд. со сроком возврата в декабре. Причем источников возврата долгов фактически нет – отток капитала из страны после госпереворота составлял до $2 млрд. в месяц, а экспорт по результатам первого квартала упал на 33% в страны ЕС и на 61% в Россию по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Даже украинские долговые бумаги на международных рынках, имеющие с учетом дисконта доходность более 50%, абсолютно не пользуются спросом ввиду огромной рисковой составляющей.

 

Есть еще два индикатора, свидетельствующих о приближающейся финансовой катастрофе. Первый – стоимость кредитных дефолтных свопов, то есть цена страховки от дефолта по госбумагам, поднялась до рекордных значений. Украина по этому показателю отныне вторая – между Аргентиной и Венесуэлой. Второй – начавшийся исход иностранных советников из правительства, остро чувствующих изменчивую конъюнктуру и не желающих окончательно убивать собственную, и без того отнюдь не идеальную, репутацию.

 

Если говорить о дефолте, то, на мой взгляд, он де-факто произошел давно, поскольку все его негативные последствия можем наблюдать далеко не первый месяц – галопирующая инфляция и троекратная девальвация гривны, потеря за год более полутора миллионов рабочих мест, ликвидация трех десятков банков, закрытие доступа к внешним рынкам капитала и фактическое введение внешнего управления государством. Июнь-июль, на которые приходится пик выплат, лишь ускорят падение экономики в тартарары, провоцируя социальные бедствия, деурбанизацию, отток интеллектуальных и трудовых ресурсов за рубеж.

 

Вообще, еще история с майданом началась в результате того, что страна исчерпала внутренние ресурсы для поддержания социально-экономической стабильности – Янукович метался между Брюсселем, Москвой и Пекином в поисках вожделенных $15 млрд., благодаря которым он планировал переизбраться в 2015 году. После переворота Турчинов и Яценюк заявили о необходимости предоставить государству уже полноценные 40 миллиардов до конца года на проведение «европейских реформ». С февраля 2015 Украина переведена на режим внешнего финансирования – поскольку у США еще есть заинтересованность в «незалежной», МВФ выделил $5 млрд. для осуществления хотя бы минимальных социальных выплат и погашения ранее взятых обязательств.

 

Несмотря на то, что дефолт – объективная реальность, не стоит ожидать публичного признания этого факта, хунта ни при каких обстоятельствах не распишется в собственном бессилии и вопиющей некомпетентности. Суверенный дефолт будет камуфлироваться распродажей госактивов, грабительской приватизацией, неизбежным открытием рынка земли, а также банкротствами государственных и частных компаний – о нем уже объявили «Укрзализныця», монополист железнодорожных перевозок, и один из крупнейших холдингов страны «Метинвест», принадлежащий Ахметову.

 

Тем более, хунте продолжат подкидывать критический минимум денег в последний момент, не давая пациенту, то бишь государственным финансам, умереть прямо на операционном столе. Постоянные кредитные подачки – 50 миллионов долларов от Турции, 65 от ЕБРР, 300 от Японии лишь продлевают агонию, проедаются, раскрадываются и тратятся на войну, не решая причин системного кризиса. Вот и на рижском саммите Восточного партнерства 21-22 мая с хунтой подписали меморандум о предоставлении €1,8 млрд. в течение ближайшего года, поскольку официальное объявление дефолта Украиной будет огромным имиджевым ударом по Евросоюзу, крахом иллюзий о Европе, обеспечивающей процветание своим друзьям. Финансовые перспективы Украины – ужас без конца, хотя ужасный конец при таких раскладах был бы предпочтительнее.

 

Не стоит рассчитывать, что стихийные социальные бунты, которые неизбежно будут возникать с течением времени в результате обнищания народа, станут причиной смены режима – любые попытки мятежей будут жестко подавляться олигархическими батальонами и официальными силовыми структурами. Намного более вероятен вариант управляемой смены власти осенью со стороны Вашингтона путем организации досрочных парламентских выборов. На место Яценюка придет, например, нынешний депутат «Оппозиционного блока», симулякра реальной оппозиции, Левочкин, организатор майдана и бывший глава администрации Януковича. Его месседжи о необходимости перезагрузки власти и встречи с Викторией Нуланд недвусмысленно говорят о высокой вероятности данного сценария.

 

К чему следует быть готовой России в таких условиях? Прежде всего, к длительным международным судам за возврат трех миллиардов по еврооблигациям от декабря 2013 года. Но не только и не столько к этому. Важно понимать, что у хунты остается последний инструмент – шантаж. Нужно быть готовым к неизбежному усилению блокады Крыма и Приднестровья (она уже началась – остро встал вопрос о том, как проводить ротацию миротворцев), к которым будет прибегать киевский режим, требуя от Москвы скидки на энергоносители и отсрочку погашения долга. К тому же все попытки России реинтегрировать ДНР и ЛНР в украинское политическое пространство вряд ли будут удачными – Киев, не имея денег на восстановление Донбасса, продолжать отсекать от себя непокорный регион, продолжая обстрелы и разрывая экономические связи.

 

Гораздо печальнее дефолта финансового, дефолт интеллектуальный и нравственный, который произошел не только среди управленческой элиты, но и значительного числа граждан Украины. Сможет ли Украина освободиться от этого морока и переформатироваться во что-либо вменяемое в обозримой перспективе – покажет время. Прогнозы в данном случае – дело неблагодарное.

 

Денис Антонович, специально для News Front