Время собирать камни. Год назад Петр Порошенко, вооруженный до зубов прозападным курсом и ощутивший всестороннюю поддержку Госдепа, уже понимал, что судьба президентского кресла предрешена. Однако так ли оптимистично Вашингтон оценивает итоги работы команды Порошенко? Готов ли Запад подвести черту?

 

Многие увидели фатальный знак для киевского правительства в отказе сенатора от Аризоны Джона Маккейна войти в состав Международного консультативного совета реформ (International Advisory Council on Reforms) при президенте Украины. Но не все так однозначно. В первую очередь, это не означает улучшения его позиции в отношении России или смягчения его антипутинской риторики.

 

Более того, как стало известно 15 мая, США не допустят дальнейшего использования российских ракетных двигателей, ранее применявшихся для запуска военных и гражданских спутников в космос. 14 месяцев действия запрета создали большую проблему для Объединенного альянса запусков (United Launch Alliance), объединяющего аэрокосмические гиганты «Локхид Мартин» и «Боинг», клиентами которых, в частности, являются Пентагон и НАСА. Но Маккейн был непреклонен.

 

Чем же вызвано тогда воздержание Маккейна? Отчего Маккейн отказался работать под руководством своего давнего протеже Михаила Саакашвили? Почему само решение об образовании Международного консультативного совета реформ было принято аккурат в момент визита Джона Керри в Сочи и его переговоров с Владимиром Путиным, дающих хоть какую-то надежду на нормализацию ситуации на Юго-Востоке?

 

Думаю, что в данном случае мы имеем дело с нарастанием более серьезной напряженности в американо-украинских отношениях, а не просто с проявлением личного нежелания действующего сенатора Маккейна войти в совет отставников (среди которых, между прочим, давно забытый шведско-американский советник Гайдара — Чубайса в проведении катастрофических «реформ» в России Андерс Ослунд).

 

Известно, что еще в 2012 году по совету Маккейна правительство Саакашвили оформило контракт с несколькими американскими лоббистскими фирмами. Клиентами одной из них — Prime Policy Group — были такие «яркие» личности, как президент Сомали Мухаммед Сиад Барре, президент Филиппин Фердинанд Маркос, президент Заира Мобуту Сесе Секо, президент Нигерии Ибрагим Бабангида, лидер ангольской повстанческой группировки «Унита» Жонас Савимби. Теперь к ним прибавился «маяк свободы» (beacon of liberty) Мишико Саакашвили, как его назвал в ходе визита в Грузию в 2005-м президент Джордж Буш.

 

Руководитель компании Prime Policy Group Чарльз Блэк в 2000 и 2004 гг. был советником Буша-младшего. А в 2008-м занял одно из главных мест в штабе предвыборной кампании Джона Маккейна и разрабатывал его политическую стратегию.

 

Дело не ограничилось Prime Policy Group.

 

Безоговорочная поддержка Маккейном Саакашвили в ходе конфликта в Южной Осетии позволила демократам утверждать, что республиканскими СМИ в освещении этого конфликта «заправляют лоббисты, представляющие интересы Грузии». Прежде всего речь шла о вашингтонской фирме Orion Strategies. Догадайтесь, кто возглавляет эту компанию? Бывший советник Маккейна Рэнди Шунеманн. По совету Маккейна, после прихода к власти Саакашвили Шунеманн стал главным лоббистом Мишико в Вашингтоне. По официальным данным, с 2004 по 2008 гг. из бюджета Грузии, не самой богатой страны мира, на счета Orion Strategies было переведено более двух миллионов долларов.

 

Конечно, не один Маккейн поддерживал режим Саакашвили. И Буш, и Чейни много сделали для продвижения и всесторонней поддержки их «звездного мальчика» (poster child). Вспоминается такой случай. На конференции о терроризме, проходившей на факультете права Michigan State University в феврале 2010-го, я выступал вместе с американским адвокатом Скоттом Хортоном, партнером нью-йоркской юридической фирмы Patterson Belknap Webb & Tyler. Для нашей истории он интересен тем, что в свое время его молодым подопечным был Саакашвили. Разоткровенничавшись, Скотт рассказал о своей встрече с Мишико.

 

— В начале сентября 2008-го вице-президент США Чейни посетил Тбилиси, но даже тебе, Скотт, — сказал Саакашвили, — не могу сказать, что он предлагал сделать с Россией!

 

И еще одна деталь. В Грузии фирма Patterson Belknap Webb & Tyler стала юридическим партнером молодежной организации «Кмара», которая сыграла свою роль в «революции роз». Рука руку моет!

 

Американские лоббисты не помогли. Саакашвили с позором изгнали из собственной страны, он был объявлен в международный розыск, ему отказано не только в виде на жительство в США, но даже в трудовой визе. Войти в какой-то Международный консультативный совет реформ под руководством Саакашвили для Маккейна — как дурной сон.

 

А вся эта история — прекрасная иллюстрация ситуации, сложившейся на Украине за год президентства Порошенко. Украина повторяет худшие примеры правления Саакашвили. Утратила значительную часть собственной территории. Находится под внешним управлением: реальные рычаги власти в Киеве находятся в руках прокуратора Нуланд (Нудельман) и посла Пайетта. Совершает преступления против человечности и чудовищные акты терроризма. (Уверен, что в Вашингтоне знают больше о сбитом малайзийском «боинге», чем говорят). Население стремительно нищает. Отношения с ближайшим соседом безнадежно испорчены. В стране развязан беспредел в отношении инакомыслящих. Идет переписывание истории и героизация украинских нацистов.

 

Маккейн — только первая ласточка отторжения Вашингтона от «незалежной». Клоунада в Киеве становится все более нецивилизованной и опасной. Попытка США превратить Украину в новый Афганистан для России провалилась. Правительство Порошенко — Яценюка все больше подставляет своих западных спонсоров. В Европе Украину никто не ждет и финансировать киевскую хунту не собирается. Воевать с Россией из-за Украины ни США, ни НАТО не станут.

 

Думаю, что в обозримом будущем мы сможем увидеть серьезное развитие событий. Тонтон-макутам в Киеве (и их сторонникам среди т.н. либеральной оппозиции в России) оно не понравится.

 

Александр Домрин