Можно ли сравнивать танк и самолет? Пожалуй, нет. Но на примере российской «Арматы» и украинского АН-178 можно отлично проследить вектор развития военно-промышленного комплекса России и Украины. Ну или попробовать, раз уж сегодня это тренд, судя по выкрикам: «Армата» из картона!». Еще, конечно, можно вспомнить и заявления украинских официальных лиц о том, что российские гуманитарные конвои ограбили Украину, вывезя технологию уникального комплекса дальней радиоразведки и предупреждения противовоздушной обороны «Кольчуга» и комплекс радиоэлектронной борьбы «Мандат».
На слова отвечают делами. А результаты работы ВПК России можно было увидеть на Параде Победы и они, безусловно, впечатляют. В том числе была представлена техника на новейшей платформе «Армата», разработанной на «Уралвагонзаводе», а также «Курганец», «Бумеранг» и самоходная артиллерийская гаубица «Коалиция-СВ», многоцелевой бронетранспортер «Ракушка» и подвижный грунтовый ракетный комплекс ракетных войск стратегического назначения «Ярс».
И все это не образцы, а уже серийная продукция, будущее которой подкреплено контрактами с российским Министерством обороны. Большинство этих военных машин не советские модели, вынутые из закромов, а разработки последнего десятилетия.
Еще можно вспомнить о зенитных ракетно-пушечных комплексах (ЗРПК) «Панцирь-С1″. Боевые машины, предназначенные для локального прикрытия комплексов противовоздушной обороны, оснащенные скорострельными автоматическими пушками и радиоуправляемыми ракетами, были впервые представлены на авиасалоне МАКС-1995. А сегодня на «Панцирь-С1″ — очередь. Заказы на поставку этого ЗРПК в Алжир, Сирию, ОАЭ и Иран сделаны на период до 2019 года.
Согласитесь — это ли не результат хорошей работы военно-промышленного комплекса, когда масса современной техники поступает на вооружение российской армии, а отдельные модели приносят прибыль бюджету при продаже.
Если же взглянуть на результаты работы ВПК Украины, то становится понятно, как выглядела бы наша оборонка, задержись Россия в 90-х.
Возьмем АН-178 — модификация военно-транспортного самолета, начатая несколько лет назад еще до переворота 2014 года. Собственно говоря, базовую модель (АН-148) разрабатывали еще в последние годы существования СССР. И представленный в начале мая самолет всего лишь прототип. Машина еще не вышла в серийное производство, и все надежды «Антонов» возлагает на предварительные договоренности с Китаем на поставку. Впрочем, заказ пока лишь на 2 самолета, а производителю катастрофически не хватает инвестиций. Однако общее состояние промышленности Украины таково, что есть риск даже с привлечением инвестиций потерпеть сокрушительное фиаско.
Украинский ВПК сегодня оказался в тяжелейших экономических условиях. Например, «Южмаш» попросту простаивает: завод настолько был завязан на Россию, что с началом антирусской истерии украинского правительства остался без загрузки мощностей. На Киевском бронетанковом заводе танки разворовывают. Кроме того, эксперты давно прослеживают неспособность современного военно-промышленного комплекса Украины вывести в серию любую, даже самую перспективную разработку.
Что же касается перспектив китайских инвестиций, то и здесь есть место для скепсиса. Вспомним разгоревшийся в конце 2014 года скандал между Украиной и Китаем, связанный с поставкой технически гораздо более простого, нежели самолет, товара – пшеницы. Украинская сторона к ноябрю смогла поставить лишь 5% от всего количества зерновых, которые предусматривались контрактом с китайцами. Захочет ли китайский заказчик испытывать судьбу и покупать даже 2 самолета, если Украина не в состоянии выполнить контракт по пшенице, покажет время.
Бардак, коррупция в госкомпаниях — настолько серьезная проблема, что ее признают даже в Верховной Раде Украины. Правда, вместо того чтобы разбираться с причинами разворовывания бюджета, украинские парламентарии предпочитают кидаться обвинениями типа «Во всем виноват Путин». А ведь вместо того, чтобы разбираться, что помешало поставить ту же пшеницу в Китай, стоило бы просто выполнить обязательства перед своими партнерами. Хотя бы раз. И еще немаловажный вопрос: одобрит ли такое сотрудничество Россия.
Нет Комментариев