Просмотры так называемых «ток-шоу» на украинские темы, которые нескончаемым потоком идут на всех московских каналах, оставляют четкое ощущение неслучайности выбора этого формата для освещения событий на данной части территории исторической России. Формата изначально конфронтационного, предполагающего столкновение в студии людей с разными позициями и взглядами. Желательно — с точки зрения режиссуры – непримиримых оппонентов. Тогда накал страстей гарантирован и, как считается, высокий рейтинг программы обеспечен.
С этой целью в студию, как правило, собирают проверенных «бойцовых петухов», обладающих способностью брать противника «на горло» и устраивать публичные свары. Это заведомо исключает апелляцию к здравому смыслу и надежду на убедительность логических аргументов. В аудитории, где все настроены переорать друг друга, логика и разумные доводы по определению работать не могут.
В результате получается именно то, на что изначально и запрограммировано данное шоу – бескомпромиссный конфликт. В случае с Украиной, российская телеаудитория, большая часть которой, чего греха таить, не склонна вникать в утомительные подробности чужой для нее жизни, проникается убеждением, что отношения с Украиной полностью бесперспективные, что это целиком враждебное государство, что все его население — сплошные «бандеровцы» и «укропы». На этой основе подсознательно формируется установка, что от такой чумы нужно держаться как можно дальше, желательно отгородиться высоким забором и не иметь с ними ничего общего. И упаси боже – жить с такими уродами одной семьей.
Вот это, собственно и есть то главное, что остается в сухом остатке, после подобных телевизионных коррид. А то обстоятельство, что этот очевидный факт, похоже, никого на российских каналах не смущает, вынуждает думать, что все это делается неспроста. Что именно закрепление в массовом сознании россиян конфронтационных стереотипов в отношении Украины, а в более широком плане и в отношении рядах аспектов внутрироссийской жизни, и является основным смыслом применения данного формата.
Зачем и почему это делается тоже вполне понятно. Не составляет никакого секрета тот факт, что значительная, если не львиная доля, российских медийных ресурсов обслуживает тот тип сырьевой экономики, который целиком и полностью сориентирован на Запад и идеологическим эквивалентом которого является ярко выраженный прозападный либерализм. Соответственно, всем этим структурам даром не нужна никакая Украина, тем более ценой ослабления связей с Западом и больших бизнес-потерь. Пропагандистская линия, отвечающая данной позиции, заключается в том, что Украина России не интересна, что это совершенно чужая страна с каким-то непонятным «укропским населением», от которого добропорядочным россиянам одни неприятности.
Нескончаемые препирательства и даже периодически возникающие на подобных ток-шоу кулачные бои – лучшая иллюстрация тупиковости украинской проблемы и доказательство необходимости дистанцироваться от нее как можно дальше.
Досужие домыслы о том, что такие программы актуальны и востребованы потому, что «в споре рождается истина» — банальная демагогия, потому что в этих эфирах ничего кроме ненависти и взаимных плевков не рождается. Да и сама атмосфера базарной свары полностью исключает даже минимальный шанс на какое-то взаимопонимание участников.
Таким образом, никакого отношения к просвещению народа и лучшему пониманию ситуации этот формат не имеет. Зато имеет самое прямое отношение к идеологической обработке больших масс населения в духе конфронтации и вражды к большой части собственного народа, проживающего, по воле кучки негодяев разваливших нашу страну, за чертой абсолютно искусственных украинских границ.
Практически, современные политические ток–шоу в своем большинстве являются прямым антиподом качественной аналитической журналистике, которая точно также, как и служение музам, не терпит суеты. В студии вполне достаточно и одного человека, если этот человек, например, Валентин Зорин – легендарный советский политический комментатор, который своей логикой, убедительностью и знанием жизни держал практически все страну у экранов телевизоров во время эфира своей «девятой студии». Да так держал, как нынешним крикливым но, увы, поверхностным шоуменам даже в наркотическом сне присниться не может.
Думаю, что подлинно качественно телевидение будущего именно за такими «Зориными», которые рано или поздно неизбежно придут на смену нынешней базарной склоке на телеэкране, совершенно явно заточенной на нагнетание беспросветного негатива. Просто потому что от негатива люди в массе своей очень быстро устают. Собственно уже устали. И ток-шоу уже теряют свои рейтинги. И остаются в эфире, в основном, по инерции, просто потому, что заменить их пока нечем, поскольку нынешние телевизионные кадры ничего другого не умеют. А новые Зорины пока только на подходе.
Но они обязательно придут. Потому что, по большому счету, любой народ, в том числе и русский, хочет жить в психологически комфортной стране. В которой любой честный труженик, отработав смену на заводе или в КБ, вправе рассчитывать на то, что придя домой, увидит в телевизоре что-нибудь более светлое и оптимистическое и вдохновляющее, чем бесконечные препирательства на ток-шоу, участники которых больше всего смахивают на пауков в банке.
«Всякое царство, разделившееся внутри себя не устоит» — гласит библейская заповедь. Исключений из этого правила не бывает. Пора и нам научиться концентрировать внимание всего общества не на разногласиях и конфликтах, а на том, что объединяет и двигает вперед. Для этого, в частности, необходимо и совершенно другое телевидение. Время разбрасывать камни для России прошло. Наступает время их собирать.
Юрий Селиванов, специально для News Front
Нет Комментариев