Два года назад в ходе обсуждения последствий подписания Соглашения об ассоциации Украины с ЕС (Соглашение) мной был поднят вопрос о таком немаловажном факторе, как реституция. Согласно одному из обязательных условий правового сближения Украины и Евросоюза, является возврат имущества или выплата компенсаций в денежном выражении прежним владельцам (или их наследникам) предприятий, земельных участков и объектов недвижимости, конфискованных в ходе войн и революций. Ни при подготовке Соглашения, ни при его обсуждении, ни даже при подписании документа уже новой властью вопрос реституции сторонниками евроинтеграции не рассматривался. А зря.

Подписав Соглашение, Украина приняла на себя безоговорочное обязательство привести свою законодательную базу в полное соответствие с законодательством ЕС. Статьи 2 и 14 Соглашения прямо указывают на необходимость соблюдения Украиной Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, к которой Украина присоединилась ещё на заре своей независимости. Кроме того, Конституция Украины содержит положение, согласно которому международные правовые нормы имеют приоритет над национальными. И если до сих пор судебные иски, подаваемые на возврат имущества прежним владельцам, удавалось в украинских судах выигрывать, отрицая правопреемство Украины и УССР, зафиксированное на законодательном уровне, то с момента вступления Соглашения в силу «отмазка не прокатит».

Разумеется, правовой нигилизм нынешней власти позволит игнорировать и взятые на себя международные обязательства, по-прежнему отклоняя подобные иски. Но подписанты в данном вопросе загнали себя в угол другими положениями Соглашения. С момента вступления документа в силу высшей судебной инстанцией в вопросах реституции для Украины станет Европейский суд по правам человека. При этом заявителю вовсе не потребуется прибегать к судебному разбирательству в украинских судах, если он посчитает это разбирательство неэффективным средством защиты его прав. И украинским служебным исполнителям придётся попросту взять под козырёк, чтобы исполнить решение зарубежного судьи. То есть отнять имущество у украинского гражданина или предприятия (организации) и передать прежнему владельцу или его наследнику.

А таких найдётся достаточно. По данным президента благотворительного фонда «Белая Криница» Сергея Деева, претензии по конфискованному имуществу имеются у граждан Румынии, Венгрии, Словакии, часть территорий которых по итогам Второй мировой войны отошли к Украине. В США проживает огромное количество эмигрантов, некогда имевших собственность на просторах от Чопа до Луганска. Только крестьянские хозяйства Львовской и Дрогобычской областей в 1939-1941 гг. получили230 тысяч гектаров бывшей помещичьей и монастырской земли, принадлежавшей Украинской греко-католической церкви.

Еврейская община Украины, интересы которой лоббируют США,претендует на возврат 2115 объектов недвижимости. Среди них 837 синагог, 130 учебных заведений, 47 больниц, 180 зданий. Около 40% пахотной земли в Киевской и Черниговской губерниях до революцииконтролировали  крупные землевладельцы, потомки которых сохранили документы, подтверждающие право на реституцию. Например, киевский район Голосеево стоит на землях, принадлежавших некогда братьям Терещенко. Да и потомки десятков тысяч этнических украинцев, депортированных советской властью в Сибирь, Казахстан и другие регионы бывшего СССР, вряд ли откажутся от внезапно появившейся возможности получить назад имущество своих отцов и дедов.

И это вовсе не пугалки. Несколько дней назад в Люблине была учреждена организация, которая будет заниматься сбором данных о возможных требованиях наследников и бывших владельцев имущества на территории Украины и будет разрабатывать правовой и законный путь получения компенсации. Есть данные, что с имущественными претензиями в адрес Украины уже готовы выступить 80 тысяч поляков. Как заявил лидер польской партии «Смена» Матеуш Пискорский, «это связано со стремлением украинского руководства к ассоциации с Евросоюзом, выполнению норм ЕС в данной области… Сейчас Украина объявляет официально, что она собирается соблюдать принципы ЕС, предусмотренные в Соглашении об ассоциации с ЕС, поэтому возникла идея создания структуры».

Не является секретом и то, по кому в первую очередь ударит реституция: по тем, кто больше всего требовал подписания Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, по жителям Западной Украины. Ведь именно на Западной Украине преимущественно жили те, кто собирается вернуть себе утраченное имущество. Например, в «оплоте евроинтеграции» Львове в 1939 г. жило 60% поляков, 30% евреев и лишь 7% украинцев, основная масса которых была прислугой и наёмными работниками в богатых польских и еврейских домах.

Разумеется, такого поворота вряд ли ждали те, кто требовал ассоциации. Просто потому, что слышать не хотели о предупреждениях, данных им ещё два года назад. Но это уже их проблема.